Индия в 18 веке: экономика, общество и культура

Индия в восемнадцатом веке представляла собой картину множества контрастов и противоречий. Ей приходится переживать один из самых хаотичных периодов за всю свою историю. Экономически сельское хозяйство было основным занятием народа. Поскольку правители постоянно находились в состоянии войны, у них не было времени для улучшения сельскохозяйственных условий на земле.

Внешняя торговля процветала при Великих Моголах. Индия импортировала жемчуг, шелк-сырец, шерсть, финики, сухофрукты из региона Персидского залива; кофе, золото, лекарства и мед из Аравии; чай, фарфор и шелк поступали в Индию из Китая; предметы роскоши также ввозились из Тибета, Сингапура, индонезийских островов, Африки и Европы. Индия экспортировала шелк-сырец, шелковые ткани, индиго, сахар, перец и многое другое. Хлопчатобумажные ткани Индии были известны во всем мире.

Несмотря на такой благоприятный торговый баланс, экономическое положение Индии не могло улучшиться из-за постоянных войн. Внутри страны происходили восстания сикхов, джатов, маратхов, а внешние вторжения, подобные вторжениям Надир-шаха (1739 г. н.э.) и Ахмад-шаха Абдали (1761 г.), были обычным явлением.

К восемнадцатому веку европейские страны, такие как Франция, Англия, Португалия и Испания, были заинтересованы в торговле с Индией. Они способствовали усилению политической и экономической нестабильности в стране и, в конечном счете, разрушили ее экономику. Но к этому времени слава Индии распространилась по всему миру как страны прекрасных ремесел.

В социальном плане в социальной и культурной жизни народа не было единства. Были ли они индуистами или мусульманами, между ними существовало разделение по признаку региона, племени, языка и касты. Кастовые правила должны были соблюдаться в вопросах брака, питания, перерывов на обед, а также при выборе профессии. Любой, кого уличали в неподчинении правилам, скорее всего, был изгнан из общины.

В области науки эта Индия, которая была настолько продвинута, к настоящему времени пренебрегла своей математикой и естественными науками. Они оставались в неведении о достижениях Запада в области науки. В те времена учителя пользовались уважением в обществе. Образование было пропитано традициями. Студентов обучали чтению и письму наряду с арифметикой. Девочки редко ходили в школу. Образованию покровительствовало не государство, а местные правители, представители аристократии и щедрые спонсоры.

Индуистско-мусульманские отношения

Между представителями двух религий существовали дружественные отношения. Практиковалась религиозная терпимость. Войны носили политический характер и велись по эгоистичным причинам, а не из-за религии. Члены обеих общин участвовали в фестивалях друг друга. Многие индуисты верили в мусульманских святых, в то время как многие мусульмане проявляли равное уважение к индуистским богам и святым. На самом деле, у индусов и мусульман из высшего класса было гораздо больше общего друг с другом, чем с низшими классами их собственного сообщества. Кроме того, мусульмане настолько хорошо переняли индийский стиль и культуру, что было трудно отличить одно от другого.

Упадок власти Великих Моголов

Следовательно, мы видим, что в 18 веке империи Великих Моголов, которая доминировала на Индийском субконтиненте до 18 века, пришлось пострадать от хаоса после смерти Аурангзеба; ей пришлось не только столкнуться с появлением ряда местных держав на субконтиненте, но и подвергнуться серии вторжений соседних стран, в частности Надир-шаха. Самое главное, что Британская Ост-Индская компания распространила свое влияние на этот регион, положив начало колонизации всего Индийского субконтинента.

Очевидно, что такая внутренняя фрагментация, а также иностранные вторжения в Индию частично происходят от непомерных завоеваний и религиозной нетерпимости Империи Великих Моголов, которые начались при Аурангзебе. Расширение территорий затруднило следующим императорам Великих Моголов поддержание империи, а жесткая политика, проводимая по отношению к местным властям, особенно в вопросах религии, серьезно усилила их оппозицию. Беспорядочная ситуация в Индии привлекла иностранные державы на территорию, особенно EIC, которая была оснащена сильным империалистическим стремлением колонизировать регион.

1 комментарий к “Индия в 18 веке: экономика, общество и культура”

  1. История Индии в 18 веке https://www.istmira.com/drugoe-novoe-vremya/17364-indija-v-18-veke-kratko.html демонстрирует процесс деградации и в конечном итоге распада некогда могущественной империи (Великих Моголов) и ее постепенную колонизацию иностранной державой. Однако положение Империи Великих Моголов не ограничивалось одной империей. Фактически, события, произошедшие на Индийском субконтиненте, демонстрируют космополитическую тенденцию (колониализм и империализм), которая начала распространяться по всему миру. Европейские державы, испытывая разумное стремление найти новые рынки сбыта своей продукции массового производства и искать места, где они могли бы добывать сырье, начали свой многовековой процесс колонизации по всему миру. Поэтому серию инцидентов в Индии в 18 веке следует рассматривать не только как специфическую для данного региона, но и как микрокосм космополитической тенденции империализма, инициированной европейскими державами.

Обсуждение закрыто.