Особенности перевозки грузов автотранспортом

Важной задачей организации перевозок торговых грузов gtrans.kz является выбор эффективных транспортных средств, которые наиболее полно отвечали бы конкретным условиям перевозок.

При выборе подвижного состава для перевозок тех или иных грузов необходимо решить несколько взаимосвязанных задач: определение вида транспорта; выбор типа транспортного средства (определение специализации); подбор транспортного средства по грузоподъемности. На первом этапе принимают к сведению информацию о характерных особенностях перевозок грузов отдельными видами транспорта и преимущества и недостатки конкретных видов транспорта относительно других. Для принятия решения также учитывают характер движения потоков грузов на различных стадиях товародвижения. Так, при организации перевозок грузов от производителей продукции (товаров) предприятий оптовой торговли необходимо перемещать на значительные расстояния большие партии товаров узкой номенклатуры, что требует использования т. зв. магистрального транспорта (железнодорожный, морской, речной). Зато, при доставке товаров с оптовых торговых предприятий или от местных производителей в розничную торговую сеть встает задача организации завоза значительного количества мелких партий товаров широкого ассортимента в большое количество территориально рассредоточенных объектов розничной торговли. Для решения этой задачи наиболее подходящим является автомобильный транспорт. При выборе вида транспорта нужно также учитывать такие факторы:

— надежность соблюдения графика доставки;

— время (продолжительность) доставки;

— стоимость перевозки и тому подобное.

Принятое решение относительно вида транспорта должно быть дополнено выбором типа транспортного средства и решением о целесообразности его специализации. Специализированным называют подвижной состав, приспособленный для перевозки определенных видов грузов или оборудован дополнительными механизмами. Требования к конструкции специализированных транспортных средств определяются свойствами перевозимых грузов, их геометрическими характеристиками, массой, а также условиями перевозок. Альтернативой специализированным транспортным средствам могут быть транспортные средства универсального назначения.

Так, железнодорожный транспорт обладает значительным парком транспортных средств, которые отличаются между собой по типам, грузоподъемностью и емкостью. Основными типами универсальных транспортных средств на железнодорожном транспорте являются:

> крытые универсальные вагоны, предназначенные для перевозки тарно упакованных грузов, не требующих специфических условий при транспортировке, а также ценных грузов, требующих защиты от атмосферных осадков. Для железнодорожных перевозок могут использоваться вагоны 4-осные (емкостью 50-60 т), 6-осевые (94 т), 8-осевые (125 т);

> полувагоны, которые используются для массовых перевозок стремительных, легких грузов и грузов в контейнерах;

> вагоны-платформы, которые применяются для перевозок долго измеримых грузов, грузов в цистернах (масло) и контейнерах.

К специализированным вагонам относятся:

• вагоны для перевозки муки (муковозы);

• вагоны для перевозки лесоматериалов (лесовозы);

• вагоны и двухъярусные платформы для перевозки автомобилей, оборудованные для размещения и закрепления груза;

• вагоны с гравитационным способом разгрузки (для пшеницы, гранулированного рыбной муки и др.);

• вагоны-цистерны для перевозки наливных продуктов (нефтепродукты, нефтехимические вещества, окись углерода, кислоты, щелочи и тому подобное);

• вагоны с боковым способом разгрузки для грузов, затаренных в мешках (например химические удобрения);

• саморазгружающиеся вагоны (рудовозами для железной руды, угля, кокса и др.);

• вагоны типа «хоппер» и цистерны для цемента (цементовозы) и тому подобное.

Отдельной разновидностью специализированных железнодорожных вагонов для перевозки пищевых продуктов е специальный холодильный железнодорожный транспорт, который включает:

> вагоны-лідники;

> теплоизолированные вагоны (вагоны-термосы);

> вагоны-рефрижераторы;

> 5 — и 12-вагонные секции рефрижераторов;

> 21 — и 23-вагонные поезда-рефрижераторы;

> специальные изотермические вагоны.

Рефрижераторные вагоны и секции благодаря оснащению охлаждающими механическими устройствами могут поддерживать низкую (в том числе минусовую) температуру и регулировать ее. Это позволяет осуществлять перевозки охлажденных и замороженных пищевых продуктов, например мяса, рыбы, масла животного и тому подобное.

Грузовой автомобильный транспорт также характеризуется большим многообразием видов и тылов транспортных средств. Так, грузовой автомобильный транспорт по видам принято делить на грузовые автомобили, автомобили-тягачи для буксирования прицепов, автомобильные прицепы и полуприцепы.

С учетом проходимости автомобилей различают автомобили обычной проходимости и автомобили повышенной проходимости (для работы в условиях бездорожья или движения по грунтовым дорогам).

Деление автомобилей по грузоподъемности предусматривает выделение 5 классов автомобилей:

• особо малой (0,25—1, т);

• малой (1-3 т); «средней (3-5 т);

• большой (5-8 т);

• особо большой (свыше 8 т).

Автомобили 1 и 2 класса применяются, как правило, для завоза мелких партий товаров в розничную торговую сеть, тогда как автомобили 3-5 классов более выгодные для перевозок товаров большими партиями на средние и большие расстояния.

По типу кузова выделяют автомобили с бортовой платформой (бортовые автомобили), автомобили с кузовом типа «фургон», автомобили-рефрижераторы (автомобили с кузовом типа «фургон», оснащенные рефрижераторним оборудованием), автомобили с кузовом типа «цистерна», автомобили-самосвалы.

Автомобили, которые применяются для перевозок грузов, с учетом назначения транспортного средства разделяют на универсальные и специализированные.

Универсального автомобильного транспорта относятся автомобили с бортовой платформой и прицепы с открытым кузовом, которые применяются для перевозок грузов, которые не требуют особых условий во время транспортировки.

Специализация транспортных средств на автомобильном транспорте осуществляется способом оборудования подвижного состава закрытыми кузовами (фургоны, цистерны), приспособленными для перевозки отдельных грузов, специализированными платформами, а также погрузочно-разгрузочными механизмами и устройствами, повышающими проходимость автомобиля.