Инспекция труда

Основной задачей любой системы инспекции труда является обеспечение соблюдения трудового законодательства, то есть набора национальных правил и стандартов, разработанных для защиты всех работников во время работы, а в современных системах также самозанятых и широкой общественности, от любых негативных последствий незавершенного производства. Вопрос о том, как наилучшим образом обеспечить полное соблюдение закона, является предметом многочисленных дискуссий, и более высокоэффективные системы инспекции труда во всем мире разработали различные подходы, обычно в форме всеобъемлющей, согласованной и последовательной национальной правоприменительной политики, к тому, как достичь этой цели.

После многих лет экспериментов, проб и иногда трагических ошибок все высокопроизводительные системы также разработали важные общие черты или принципы, двумя наиболее важными из которых являются предотвращение и интеграция. Общепризнано, что наилучшим способом обеспечения соблюдения требований является предотвращение нарушений правил охраны труда в первую очередь; и сегодня широко признано, что наиболее эффективный и действенный способ организации системы инспекции труда, ориентированной на профилактику, — это создание интегрированной инспекционной службы. Подробнее о том как и по каким вопросам можно жаловаться в трудовую инспекцию читайте на страницах специализированного сайта.

Профилактика означает, прежде всего, решительные усилия по сокращению несчастных случаев и заболеваний, связанных с работой. Но профилактика в контексте современной инспекции труда — это нечто большее, чем просто предотвращение опасностей и инцидентов. Принципы и методы современных стратегий профилактики могут быть применены ко всем функциональным областям обязанностей инспекции труда по обеспечению соблюдения: безопасность и гигиена труда; производственные отношения; общие условия труда; незаконное трудоустройство; недобросовестная трудовая практика; урегулирование жалоб и споров; расследования несчастных случаев; конфликты и т.д.

Интеграция подразумевает, что все вышеуказанные вопросы инспекций труда, в той мере, в какой они входят в сферу ответственности служб инспекции труда, будут решаться на предприятии в ходе регулярного или планового инспекционного визита. Это означает, что один инспектор, имеющий соответствующую квалификацию и компетентность, будет заниматься всеми основными, не сложными вопросами охраны труда и взаимоотношений во время такого визита. Такой подход называется “единым сервисом”. Это предполагает, что большинство инспекторов являются хорошо подготовленными “специалистами широкого профиля”, то есть должностными лицами, которые знают что-то обо всем, и что их поддерживает небольшое количество “специалистов”, то есть экспертов, которые знают все о чем-то, и которые вмешиваются, обычно по просьбе своих коллег-специалистов широкого профиля, в более сложные ситуации, требующие их особого опыта.

Специализированный опыт должен быть сосредоточен в тех округах или региональных отделениях, где он наиболее необходим, т.е. в соответствии со структурой и распределением профессий и отраслей промышленности; и специалисты, даже если они размещены в данном округе, будут обладать как региональной, так и национальной компетенцией для вмешательства.