Что такое TON и Gram. TON – система денежных переводов от одного участника сети до другого. Представим ситуацию перевода денег другу в соседнюю страну. Обращаемся в свой банк, сотрудник проверяет условия перевода, отправляет деньги банку-получателю, в котором другой сотрудник делает то-же самое. За работу своих сотрудников, обслуживание клиента и работу колл-центра оба банки забирают свой процент, а перевод денег занимает время. А зачем нам банк? Он гарантирует наличие денег на твоем счету и надежность сделки: в случае проблемы он подтверждает перевод. Но можно сделать эту операцию быстрее без потери надежности.
Да еще и бесплатно, без договоров, юристов и пересылок контрактов в случае коммерческих сделок. Заманчиво? Надежность: технология блокчейн распределяет информацию по блокам, разбросанных на компьютерах по всему миру. В каждом блоке подтверждается осуществление конкретной сделки. Вся сеть будет “знать” о переводе и его условиях, вернув деньги в случае обмана. Надежность и условия обеспечивается самой системой блокчейн. Скорость: Mastercard и Visa обеспечивают 40-50 тыс. переводов в секунду. А Bitcoin и Ethereum 5-15 штук, что и мешает серьезному внедрению переводу крипто-валют.
TON https://smoservice.vc обещал миллионы операций в секунду, настоящую мгновенье. Наличие денег на счету, гарантии сделки: традиционно эту роль выполняют банки, и физическое наличие. Для того, чтобы не втикатися в реальные деньги и нужен Gram – криптовалюта со стабильным курсом (такие монеты называют стейблкоїни), приравнена к долларов. Фактически TON – это способ денежных переводов, что превосходит традиционный банкинг по всем статьям. Скорости, надежности, наличия умных контрактов, и лишен недостатков существующих криптовалют (битков и эфира): медленных переводов и отсутствие потребителей, кроме наркоманов. Телеграмм привел бы 300 млн. “Легальных” пользователей вместе. Только Дуров придумал? Нет. Конкурентов в этой сфере много.
Libra от Фейсбук, Signal, Kakao, Line и множество проектов поменьше. Некоторым мессенджерам даже удалось реализовать что-то подобное. Однако их аудитория настолько мала, что за узкую группу местных гиков проекты не выходят. Единственным реальным конкурентом был Facebook. Прямо как с десяток лет назад. Прям как ВК и ФБ, один в один? Нет, разница была. Проект Дурова предполагал дух “золотых нулевых” с анонимностью, частными данным и дружелюбным интерфейсом. Предполагалось, что для переводов, оплаты и заказов с помощью Gram нужно подтвердить личность (TON Passport), получив “галочку” около имени пользователя. Проверкой документов занималась сторонняя компания. Никто не мог получить доступ даже к этому имени, не говоря уже о прихоти, возраст и тд. – всем, что придает ФБ рекламодателям для настройки таргетированной рекламы. Дуров хотел скрестить современный веб 2.0 с его услугами и возможностями (Pay-pal, онлайн-покупки) с форматом милом сердцу каждого олдфагів веб 1.0 (анонимность, отсутствие рекламы), ну и заработать на этом деньги, само собой. We-Chat по русски.
В Китае схожие функции выполняет We-chat, и “эксперты в комментариях” с самого анонса TON упрекали Дурову в плагиате. В We-chat реализованы функции оплаты в мессенджере, денежных переводов. По аккаунту можно даже переходить границы. Не все, а только границы внутри Китая: Гонконг и Макао. Так у Китая есть границы внутри страны … В реальности We-Chat обеспечивает классический эквайринг: денежные операции все равно проводятся банками, которые забирают за свои услуги 10% от суммы (на самом деле мы ни в зуб ногой сколько забирают китайские банки, но в России ровно столько). Вся информация сливается в местный аналог КГБ в худших его традициях. Так что We-Chat невозможно масштабировать на другие страны.
Это чисто китайская игрушка, а применение блокчейна принципиально отличает TON от We-Chat. С момента анонса TON обрастал все новыми и новыми фичами. Такие как собственные сайты (как у даркнета), распределенная система хранения информации (торрент по-нашему) и еще кучей всяких функций, которые размыли в итоге общую картину и цели TON, запутав пользователей. Зато мы можем прикинуть как Павел видел проект через 5-10 лет, и, собственно, к чему идут интернет-проекты: переезд реальной жизни в социальные сети и мессенджеры. Там не только общение и музыка.
Там и деньги, паспорт, услуги (яндекс-еда это только начало), даже коммерческие договоры с торрентами. То, что сейчас разбросано по разным сайтам соберется в разделах в соц. сетях, образовав “интернет в Интернете”. Это позволит не скакать по разным площадках – так скажут оптимисты. Пессимисты увидят первый шаг к фильму “Суррогаты” с Брюсом Уиллисом.