Замочили, потому что дотолерастились

1. Мониторинг это…

Начну с определения термина мониторинг, который предлагает Википедия .

«Мониторинг — система постоянного наблюдения за явлениями и процессами, проходящими в окружающей среде и обществе, результаты которого служат для обоснования управленческих решений по обеспечению безопасности людей и объектов экономики. В рамках системы наблюдения происходит оценка, контроль объекта, управление состоянием объекта в зависимости от влияния определенных факторов.»

В рамках нашего анализа мониторинга цен в интернете, дам следующее определение, мониторинг — регулярный сбор и анализ онлайн информации о ценах партнеров и конкурентов, которые будут использованы для построения процесса принятия решения о ценообразовании, а также для информирования партнеров по бизнесу и выработки политики розничных цен в интернете. Ближайший русский эквивалент понятия” мониторинг цен “, понятие « отслеживание цен ».

Что такое мониторинг цен, что такое срез цен, зачем нужен мониторинг цен в маркетинге – на этот и ряд других вопросов я отвечу в следующих разделах.

2. Мониторинг цен конкурентов в интернете

Мониторинг цен (price monitoring) конкурентов в интернете – это регулярное и системное наблюдение за состоянием онлайн цен с целью их оценки, изучения тенденций, понимание конкурентной среды. Сбор цен необходим для эффективного ценообразования. Результат – быстрые коррективы в оптовые и розничные цены компаний, в РРЦ для партнеров и клиентов.
Анализ мониторинга цен – это процесс принятия решения о ценообразовании компании на основании данных о ситуации с ценами конкурентов, предложения поставщиков, понимание себестоимости и нормы прибыли внутренних процессов и рыночных целей самой компании. Для управления этим процессом используются сложные математические модели и машинное обучение на базе искусственного интеллекта.
Мониторинг цен конкурентов интернет-магазинов – это обязательная процедура для каждого участника электронной коммерции. Она состоит из выбора конкурирующих с интернет-магазином площадок по разным товарным категориям и систематического сравнения цен своего площадки с ценами конкурентов. Цель этой процедуры – корректировки собственных цен магазина для получения максимальной прибыли от реализации товаров.

Основной метод мониторинга цен рынка – систематическое наблюдение за ценами (регулярный сбор – срез цен), что позволяет постоянно узнавать об уровне цен, скидки и акции, специальные предложения и распродажи клиентов и конкурентов. Кстати, отзывы о сервисе мониторинга сайтов конкурентов вы можете прочесть на страницах нашего специализированного сайта.

Целями мониторинга цен в маркетинге являются:

  • прогнозирование изменения цен в интернете;
  • выявление ценовых стратегий конкурентов;
  • контроль цен в различных онлайн каналах продаж;
  • поиск новых клиентов и партнеров;
  • изучение динамики рыночных цен, влияющих на работу компании.

К задачам онлайн мониторинга цен в маркетинге относятся:

  • анализ цены на товары или услуги в интернете;
  • определение числа продавцов товара онлайн, прогнозирования его спроса;
  • мониторинг цен основных продавцов на рынке;
  • отслеживание ценовых тенденций рынка;
  • отслеживание влияния цен на основных потребителей товаров в интернете;
  • сбор статистики изменения цен на товары на интернет-площадках;
  • мониторинг изменений в маркетинговой активности компании, партнеров и конкурентов.

 

Который необходим мониторинг цен в онлайн маркетинга:

  1. мониторинг цен в интернет-магазинах;
  2. мониторинг акций и спецпредложений интернет-магазинов;
  3. мониторинг цен на прайс агрегаторах;
  4. мониторинг цен и скидок на сайтах конкурентов;
  5. мониторинг цен на маркетплейсах;
  6. мониторинг цен в рекламных объявлениях в поисковой выдаче;
  7. мониторинг цен на разных досках объявлений;
  8. мониторинг неценовых методов продвижения и распространения товаров клиентами и конкурентами;
  9. мониторинг отзывов о ценах потребителей продукции компании.

3. Мониторинг цен в e-commerce

3.1.Что такое мониторинг цен конкурентов?

Мониторинг цен – это бизнес-процесс известный всем продавцам с давних времен. До активного развития интернет-торговли сотрудники торговых компаний посещали точки продаж конкурентов и запоминали или записывали цены на товары на полках. Возвращаясь в свой магазин или точку на рынке, они возводили мониторинг цен в отчеты и вместе с менеджерами своей компании анализировали результаты очередного среза цен.

Цель такого мониторинга цен и наличия товаров у конкурентов заключается в своевременном реагировании на изменение цен на рынке. Если компании делали эти отслеживание регулярно, они имели конкурентные цены и не теряли клиентов.

Были у этого метода и свои недостатки. Сам мониторинг цен товаров занимал много времени да и еще нужно время на сведение результатов мониторинга розничных цен в удобные для анализа форматы. Шли часа на принятие решений по срезам цен и их изменении в своих магазинах. Пока время шло, конкуренты вносили новые изменения в свои цены и все повторялось по кругу.

Все изменилось с развитием интернет-торговли и переходом мониторинга цен конкурентов в онлайн. Теперь сотрудники различных компаний занимаются отслеживанием цен в интернете. Они получают данные о ценах и акции конкурентов в режиме реального времени и уже не могут обойтись без автоматических инструментов онлайн мониторинга цен. Это дает возможность определить ценовую политику конкурентов за считанные минуты, принять решение о собственно ценообразования на основе реального среза цен на рынке, динамично менять цены на свою продукцию, основываясь на мониторинге запасов у конкурентов.

3.2. Как мониторинг цен может помочь компании заработать больше?

Конкурентная разведка получила новый толчок в развитии с началом использования автоматизированных систем мониторинга цен. Если вы еще не занимаетесь мониторингом цен и запасов конкурентов, вы много теряете. Можно сказать, мониторинг цен позволяет компаниям изменять цены на свои товары в соответствии с изменением рыночных цен.

Вот примеры такой деятельности.

Допустим вы продаете шуруповерт за 100 долларов. Ваши конкуренты продают этот инструмент за 90 долларов. Поэтому не удивительно, что клиенты, которым нужен этот шуруповерт, потратят десять минут на проверку цен в вашем магазине и магазине вашего конкурента и сделают покупку именно у конкурента. Вы останетесь без продаж и потеряете деньги.

Предположим также, что вы – единственный продавец данного шуруповерта, у которого он есть в наличии. Если вы будете продавать по 90 долларов, а клиенты будут готовы заплатить за него 100 долларов, вы тоже недополучите прибыль. Только система мониторинга цен и запасов товаров конкурентов, что работает в компании, поможет избежать обеих указанных выше сценариев.

Вот второй пример. Две компании конкурируют между собой. Они имеют примерно равный объем продаж товаров одного поставщика, который отгружает свой товар и одному, и другому продавцу. Одна из компаний (назовем ее – «Альфа») при проведении мониторинга цен обнаружила, что розничная (прайсовая) цена у конкурента (назовем его – «Бета») на некоторые товары равна той цене, по которой поставщик отгружает свой товар компании «Альфа» . Разумеется, наценка на товар вряд ли может быть нулевой или отрицательной. Мы не рассматриваем ситуацию из анекдота про «навар и свежую копейку». Понятно, что у конкурирующей компании «Бета» есть дополнительная скидка от поставщика на данные товары. Это дает возможность компании «Бета» ставить такую наценку, которая уравнивает розничную цену с закупочной ценой компании «Альфа».

Прежде всего нужно проверить достоверность данных. Возможно, сработала защита от парсинга цен» интернет-магазина; возможно, цена в каталоге на сайте одна, а при оформлении заказа из корзины уже совсем другая; возможно, сотрудники магазина просто забыли обновить цену в карточке товара и торгуют в убыток. Если достоверность ценового мониторинга подтверждена, то в компании «Альфа» есть серьезный повод задуматься по поводу своего поставщика рассматриваемой продукции.

В конце данного раздела я приведу следующие причины, по которым вы должны постоянно мониторить цены ваших конкурентов:

  • рекламная компания не принесет успеха без конкурентной цены;
  • цены играют первоочередную роль в решении потенциального клиента о покупке;
  • цены могут дать конкурентное преимущество;

конкурентные цены помогут управлять запасами товаров