Топ-100

ТОПЛИВОЗАПРАВЩИКИ

Топливо не зря называют кровью войны. Без него не могут работать двигатели самолетов и танков, автомобилей и боевых кораблей. Другими словами, современную войну вести без него просто невозможно.

Автомобили для транспортировки и кратковременного хранения различных жидких грузов — автоцистерны — применялись уже в начале нашего века. Самыми распространенными из них были машины, которые перевозят жидкое топливо и прежде всего бензин. В качестве базы использовались шасси грузовых автомобилей самых разных марок. Собственно цистерны представляли собой металлические резервуары цилиндрической формы. Они имели широкие заливные горловины и крана для слива топлива самотеком. Позже на автоцистернах появились насосы с ручным приводом, позволяющие ускорить заполнение и опорожнение емкости. Дальнейшее развитие этой идеи привело в 20-е гг. к созданию топливозаправщиков — машин, приспособленных для заправки фильтрованным топливом самолетов, автомобилей, тракторов и другой техники в полевых условиях.

Современные топливозаправщики имеют высокопроизводительные перекачивают насосы с приводом от двигателя, фильтры, пульты управления, счетчики отпущенного горючего, раздаточные рукава, позволяют обслуживать сразу несколько потребителей. Оборудование заправщиков дает им возможность производить заправку не только из своей цистерны, но с других резервуаров, составлять различные топливные смеси, перекачивать бензин из одной емкости в другую, с фильтрацией или без нее.

Важнейшим требованием, предъявляемым к цистерн-бензово-зам и топливозаправщики, пожарная безопасность. С этой целью глушитель выводят в переднюю часть машины. Для снятия статического электричества с поверхности цистерны к ней прикрепляют цепи, которые другими своими концами касаются поверхности грунта. во время перекачки топлива, когда цистерны и заправщики находятся на месте, их заземляют. Машины снабжают огнетушителями и необходимым шанцевый инструмент.
Применяемые сначала бензоцистерни цилиндрической формы были просты в изготовлении и наименее металлоемки. Однако у автолюбителей с такими цистернами центр тяжести, как правило, располагался высоко, что негативно сказывалось на устойчивости при движении. Поэтому в дальнейшем на бензовозы и заправщиков преимущественное распространение получили так называемые эллиптические цистерны, т. е. имеют в поперечном сечении форму эллипса. В результате снизился центр тяжести автомобиля, уменьшилась его общая высота, и в то же время более полно использовалась ширина шасси. Кроме того, удары жидкости о стенки во время перевозки (особенно при частичном заполнении) выходили в эллиптической цистерне гораздо слабее, чем в цилиндрической.

Производство отечественных бензозаправників развернулось в 30-е гг. Эти же машины применялись и в годы Великой Отечественной войны.

В суровые фронтовые годы заправщики монтировались главным образом на упрощенных шасси военного выпуска: 5В ЗИС и ГАЗ -Мм. Более простыми, технологичными стали и сами цистерны: внутренняя их поверхность уже не оцинковывать, облицовки не относилась. Уже не было кабины шлангов: они крепились на самой цистерне. На базе ЗИС -5В Выпускали заправщик Б3-43 с цистерной повышенной емкости — 3200 л. Эта машина производилась в нескольких вариантах. На базе полуторки ГАЗ -Мм был создан бензозаправщик БЗ-42 с цистерной емкостью 1500 л. Мощность для насоса СКБ отбиралась от шестерни постоянного зацепления коробки передач.

Для заправки техники маслом и водой применялись масло-заправщик M3-38 (на шасси ГАЗ — ААА ) и водомаслозаправщики BM3-34 ( ЗИС -6), ВМЗ -40 (R3r3r3126. ЗИС -5) И BM3-43 ( ЗИС -5). Объем емкостей для масла в них составлял 650-800 л, для воды 1000-1100 л. Производительность насосов составляла 200300 л /мин. Подогрев масла и воды осуществлялся при помощи форсунок, работающих на бензине. На машине BM3-43 — Детище сурового военного времени — конструкция позволяла подогревать жидкость также горящими дровами.

В боях Великой Отечественной Красная Армия тратила значительное количество жидкого топлива. Так, одна только Курская битва «съела» 204 тыс. Т солярки, авиационного и автомобильного бензина. А всего за войну наша боевая техника (не считая кораблей ВМФ ) Потребила ни много ни мало 13 млн 359 тыс. Т различных видов жидкого топлива.

И все это топливо было доставлено до места назначения и заправлено в баки боевых и транспортных машин. Конечно, сделать это невозможно без помощи многочисленных автомобилей. Они, как правило, перевозили топливо от железнодорожных станций и нефтебаз непосредственно до потребителей. Использовались они и для крупных перевозок топлива на значительные расстояния. Так, в ходе Висло-Одер 1945 г наступающие войска 1-го Белорусского фронта оторвались от баз снабжения на расстояние до 400 км. В сутки они тратили до 2500 т топлива. Однако движение поездов с горючим от Вислы на запад задерживалось из-за перешивки железнодорожного полотна с западноевропейской колеи на союзную, более широкую. И весь подвоз осуществлял только автомобильный транспорт.

На бензовозы обычно наносят большую надпись «Огнеопасно». Езда на таких машинах и в мирное время связана с определенным риском. А на войне этот риск увеличивается во много раз. Достаточно одной пулеметной очереди или порой даже одной зажигательной пули, чтобы машина превратилась в гигантский пылающий факел. Однако несмотря ни на что водители бензовозов выполняли свою смертельно опасную, но такую нужную на войне работу.

Вот какой случай описал в № 3 — 4 за 1942 г советский журнал «Автомобиль». По понятным соображениям редакция не указала тогда наименование части и участки фронта, где это произошло. Но фамилии героев были указаны настоящие и дошли до нас.

Следовательно, водитель бензовоза Алферов и помощник Пронин получили ответственное задание: срочно доставить в часть горючее. Под артобстрелом противника бойцы прорвались к составу и сумели заправить цистерну. Но здесь случилась беда: оба они были ранены — Алферов в руку, а Пронин в ногу. Осколки вражеского снаряда существенно не повредили машину, но как ее доказать, если ни один из водителей не мог ею управлять? И тогда солдаты сели за руль вдвоем. Алферов, у которого были целы ноги, четко действовал всеми тремя педалями, а Пронин, у которого остались невредимыми руки, исправно крутил баранку и переключал передачи. Превозмогая боль и усталость, истекая кровью, водители доставили вовремя драгоценную «кровь» для танков, которые готовятся к атаке.

Для перевозки горючего в Красной Армии применялись бензоцистерни различных типов, а когда их не хватало, то и обычные бортовые автомобили, груженные железными бочками или другими емкостями. Использовались также различные бензо-перекачивающие установки.

Лето 1942 г приволжских степях было жарким. Гитлеровские полчища отчаянно рвались к Сталинграду. В один из августовских дней водитель 2-го гвардейского минометного полка коммунист Пантелей Ляхов получил приказ отправиться на Сталинградскую нефтебазу за горючим для «катюш». Как раз в этот день командование гитлеровских люфтваффе организовало массированный налет: на город были брошены сотни вражеских самолетов. Уходя от разрывов бомб и объезжая рушатся здания, Ляхов прорвался на своей автоцистерне к нефтебазе и стал на заправку. Но вскоре случилась беда: осколок вражеской бомбы перебил раздаточный шланг в нескольких местах. Топливо хлынуло на горячий двигатель бензиновый-перекачивающей установки, и тот загорелся. огонь вот-вот мог перекинуться на резервуары с горючим, на автоцистерны. И тогда Ляхов отважно бросился к горящей установке, чтобы остановить двигатель и перекрыть бензо-краны. Промасленный комбинезон водителя вспыхнул. Но подоспевшие работники нефтебазы помогли справиться с огнем. Несмотря на ожоги, водитель закончил заправку и в срок доставил топливо в часть. За проявленные мужество и героизм Пантелей Ляхов был награжден орденом Красной Звезды.

В послевоенный период Советские Вооруженные Силы оснащаются новой, более совершенной боевой техникой. В войска в значительных количествах поступают танки, автомобили и другие боевые и транспортного секторов. Неизмеримо возросли подвижность и энерговооруженность войск. Все это еще больше повысило роль службы снабжения горючим.

Сегодня Советская Армия имеет на вооружении совершенную и разнообразную заправочную технику. Прежде всего это цистерны и заправщики на шасси автомобилей ГАЗ -66. ЗИЛ-131 Урал, КамАЗ, КрАЗ.

Для доставки горючего в район боевых действий в Советской Армии широко используются полевые магистральные трубопроводы. Они монтируются с помощью специальных трубоукладочных машин. Такая машина состоит из тягача, полуприцепа с бункером, сборочного устройства и грузоподъемного крана. Это своеобразный комбайн. Он загружпет собственный бункер трубами из автомобиля-трубовоза, подает их на сборочную линию, монтирует трубопровод и укладывает его на местности. Конечно, получается намного быстрее, чем при работе вручную.

Трубоукладочных машина может быть и прицепной. Тогда это просто сборочное устройство на одноосной прицепе. Буксирует его автомобиль-трубовоз.

Автомобильная техника в Советской Армии перевозит различные емкости с горючим, а также в сложенном состоянии резинотканевые резервуары большой емкости для запасов ГСМ . На базе автомобилей созданы подвижные ремонтные мастерские и полевые лаборатории. Последние служат для быстрого и точного определения кондиционности топлив, масел.

Немалое внимание снабжению войск горючим уделяют и в армиях стран НАТО . При этом доставку его от пунктов хранения прямо с боевых и транспортных машин считают самым главным звеном.

Нужно сказать, что жидкого топлива армия сегодня потребляет много. Например, по зарубежным данным, механизированная дивизия армии США может тратить в сутки до 660 т его в обороне и до 820 т в наступлении. А для обеспечения боевых действий армейского корпуса в сутки нужно до 4500 т горюче-смазочных материалов. Так что транспортировка топлива считают очень важной задачей боевого обеспечения.

Особо нужно сказать о мягких перекатывать контейнерах. Они применяются в армиях США , Англии, Франции. Контейнер имеет цилиндрическую форму. Изготавливается из вискозной кордной ткани. Снаружи и изнутри является синтетическое покрытие, что обеспечивает достаточную прочность. Емкость контейнеров различных моделей — от 200 до 2000 л. Их можно перевозить автотранспортом или вертолетами, буксировать на плаву или по земле со скоростью до 18 км /ч, перекатывать вручную. Несколько таких контейнеров, погруженных на автомобиль вместе с заправочным агрегатом, образуют топливозаправщик, а выгружены на землю — полевой заправочный пункт. После выработки горючего они сплющиваются и занимают всего 15% прежнего объема. Это очень удобно при возвратных перевозках. Зарубежная пресса отмечает и существенные недостатки таких контейнеров: достаточно высокую стоимость, небольшой срок службы (15 циклов эксплуатации), невозможность использования в жару и особенно в мороз, при температуре ниже минус 7 ° С.

Или не уходят в прошлое и традиционные канистры. Правда, заполнения и погрузки их работа нелегкая, требует много ручного труда. Но зато с их помощью можно заправлять одновременно много машин. Значит, время заправки всего подразделения резко сокращается. Кроме того, запас горючего в канистрах можно возить на самой боевой или транспортной машине. Наконец, канистры очень удобно доставлять в труднодоступные районы, использовать при десантных операциях.

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика contador usuarios online