Средства массовой информации (СМИ), массмедиа (англ. mass media) — разновидность медиа, ориентированные на одновременную передачу информации большим группам людей. Включают средства передачи, хранения и воспроизведения информации, такие как пресса (газеты, журналы, книги), радио, телевидение, интернет, кинематограф, звукозаписи и видеозаписи, видеотекст, телетекст, рекламные щиты и панели, мультимедийные центры. Всем этим средствам присущи общие качества — обращение к массовой аудитории, доступность множеству людей, корпоративный содержание производства и распространения информации. Срок медиа применяется также организаций, которые контролируют эти технологии, например, телевизионных каналов или издательств. Массмедиа являются основным средством пропаганды
Характеристики массмедиа
Массмедиа возникли как следствие стандартизации и механизированного массового производства, в частности изобретению и развитию книгопечатания. Массмедиа в современном понимании средств коммуникации, связанных с электрификацией и электроникой возникли в первой половине XX века, а именно радио и телевидение. Массмедиа, обеспечиваемые электронными устройствами, преимущественно являются мультимедийными, то есть, совмещают различные виды представления информации: текстовую, статические и движущиеся изображения, звук. Примерами мультимедийных СМИ служат журналистские материалы на телевидении, веб-сайтах, а также их носители и производители. Кстати, правдивые новости вы можете найти на страницах нашего специализированного издания.
В 1980-е годы возникают «новые медиа», связанные с использованием компьютерной техники и сетей, в частности интернет. Современные массмедиа глубоко интегрированы с компьютерными сетями технологии Web 2.0, где существует много равнозначных центров с многочисленными связями. Им присуща большая фрагментированность, предлагая потребителям выбор какую информацию и когда употреблять. Эта фрагментированность зародилась еще региональными газетами, а в «новых медиа» реализуется как многочисленные телеканалы на выбор, или вебсайты и адресу. Содержание «новых медиа» в значительной степени создают сами пользователи сообщениями в соцсетях, блогах, публикациями в видеохостингах, созданием инди-игр. Такой тип контента называется «пользовательский контент» и предполагает сравнительно высокий уровень компьютерной грамотности и владения соответствующим программным обеспечением. В среде «новых медиа» стирается разница между любителями и профессионалами.
Сети «новых медиа» более стойкие по сравнению с «традиционными медиа», потому что блокировки даже значительного количества центров и связей не прекращает деятельности сети в целом, тогда как «традиционные медиа» имеют четкий центр, с которого руководствуются. В «новых медиа» работает саморегуляция, а регуляция извне затруднена. В то же время пресса, а именно газеты и журналы, обычно имеют высокий авторитет, поскольку информация фиксируется на бумажных носителях, в отличие от электронных носителей, где информация может редактироваться.
Массмедиа являются одним из важнейших институтов гражданского общества, реализующая информационные потребности общества и обеспечивает политическую коммуникацию. Все больше они выступают не только необходимым звеном передачи информации в системе механизмов политики, но и нередко ее творцом. Благодаря способности воздействовать на сообщение на этапе их создания и трансляции, массмедиа служат средством пропаганды. Главные методы пропаганды: установление повестки дня агрессивным освещением определенных проблем или ограничением освещения других; формирования фиксированных установок (праймінг), когда активация с помощью медиа одной мысли у потребителя информации может вызвать связанные с ней мысли; обрамления, за которого определенные детали умышленно включаются в сообщение или замалчиваются.