Кто такой логопед

Логопед – это специалист, который занимается выявлением, диагностикой и исправлением различных дефектов речи у детей, подростков, взрослых и пожилых людей. Логопед обладает специальными навыками обучения, тренировки и лечения пациентов, у которых нарушено произношение отдельных букв или звуков, слогов, слов или целых предложений и фраз. Более того, данный специалист информирует пациентов о методах раннего выявления и профилактики нарушений речи у детей младшего возраста, что позволяет предотвратить развитие некоторых речевых дефектов, а при их наличии своевременно провести необходимую коррекцию.

Для того чтобы стать логопедом, не обязательно оканчивать медицинское высшее учебное заведение (ВУЗ), то есть, не обязательно быть врачом. Логопеды обучаются в педагогических ВУЗах или на педагогических факультетах, где изучают основы формирования речи и методы коррекции, связанных с этим, нарушений. Более сложными нарушениями устной и письменной речи занимается специалист с медицинским образованием, который сможет установить связь дефекта речи с перенесенными травмами, заболеваниями, а также направит на инструментальную диагностику и консультации других специалистов. Кстати, на прием к взрослому логопеду москва вы можете записаться на страницах нашего специализированного сайта.

Чем занимается логопед?

Логопед занимается выявлением, диагностикой и лечением дефектов речи, связанных с врожденными или приобретенными заболеваниями.

В задачи логопеда входит:

  • выявление речевого дефекта у пациента;
  • определение причин нарушения речи;
  • разработка лечебных и обучающих методик, подходящих для конкретного пациента;
  • проведение обучающих и коррекционных занятий с пациентом;
  • оценка эффективности (или неэффективности) проводимого лечения;
  • наблюдение за состоянием пациента в динамике (после окончания лечения);
  • обучение пациентов методам профилактики речевых дефектов.

Стоит отметить, что в процессе работы логопеды тесно сотрудничают с врачами различных специальностей (в частности с невропатологами, офтальмологами, оториноларингологами, психологами, стоматологами и так далее). Обусловлено это тем, что к нарушениям речи могут привести заболевания различных органов и систем – органов слуха, органов зрения, головного мозга, голосового аппарата и т. д.

Причинами нарушения речи могут быть:

  • внутриутробные нарушения развития – интоксикации, травмы матери или плода, внутриутробные инфекции и так далее;
  • врожденные аномалии развития – дефекты зубов, челюстей, языка (слишком большой или маленький язык), голосовых связок;
  • стрессы и психологические травмы – как в детском, так и в подростковом возрасте;
  • органические поражения центральной нервной системы – например, инсульт (нарушением мозгового кровообращения, приводящее к гибели части клеток мозга), менингит (инфекционное поражение мозга) и другие;
  • педагогическая запущенность – если с ребенком не общаться и не заниматься его развитием, у него также могут выявляться речевые дефекты;
  • нарушение слуха – в данном случае ребенок не слышит речь окружающих, вследствие чего не может научиться ее воспроизводить.

В компетенцию логопеда входит коррекция:

  • Нарушений устной речи. В данную группу входят все заболевания и патологические состояния, при которых пациент испытывает трудности во время разговора. Причинами этого могут быть как заболевания непосредственно речевого аппарата (голосовые связки, язык, губы, мягкое небо и др.), так и нарушения нервной системы, то есть тех участков головного мозга, которые отвечают за формирование и воспроизведение речи. Так, например, при поражении определенных отделов мозга у пациента могут нарушаться мыслительные процессы, ответственные за формирование слов и звуков. В то же время, при поражении других отделов мозга может нарушаться нервная регуляция мышц языка или челюстей, что также приведет к речевым дефектам.
  • Нарушений письменной речи. К данной группе относятся заболевания, связанные с нарушениями письма или чтения.

Логопед занимается диагностикой и лечением:

  • дисфонии;
  • брадилалии;
  • тахилалии;
  • дислалии;
  • ринолалии;
  • дизартрии;
  • заиканий;
  • алалии;
  • афазии;
  • дислексии;
  • дисграфии.

Дисфония

Характеризуется нарушением произношения слов или звуков, связанным с поражением или неправильным функционированием голосового аппарата. Основными проявлениями заболевания являются нарушения основных характеристик голоса.

Дисфония может проявляться:

  • афонией – больной не может говорить нормальным голосом, однако сохраняет возможность говорить шепотом;
  • дисфонией – характеризуется нарушением высоты, тембра, силы голоса (пациент может говорить то громко, то тихо, его голос может меняться по несколько раз при произношении одной фразы).

Дисфония может быть выявлена у детей с ранних лет жизни или в старшем возрасте. Несколько реже заболевание выявляется у подростков и взрослых людей (в данном случае оно обычно связано с органическим поражением головного мозга при инфекции, инсульте и других патологиях).

Брадилалия

Суть данного заболевания заключается в патологическом замедлении речи. Причиной патологии является поражение отделов головного мозга, ответственных за раздельное произношение звуков. В результате этого во время разговора пациент очень медленно произносит каждый следующий звук или слог, ему трудно переходить от одного слога к другому, в результате чего его речь кажется монотонной, «тянущейся», «вязкой». Также во время разговора у пациентов значительно усиливается работа мимических мышц лица и в частности рта, в результате чего кажется, что каждое слово дается им с большим трудом.

Схожими проявлениями с брадилалией обладает брадифазия – замедление речи, которое развивается на фоне поражения головного мозга и связано с нарушением (замедлением) мыслительных процессов, сопровождающееся другими отклонениями (снижением способности к обучению, нарушением памяти и так далее). Речевой аппарат больного в данном случае не затронут (то есть, лечение основного заболевания может привести к полному восстановлению скорости речи).

Тахилалия

Данная патология характеризуется ускоренной речью. Больной говорит слишком быстро, невнятно, торопливо и напористо, иногда пропуская некоторые звуки. На фоне этого окружающие часто не понимают сказанного пациентом и вынуждены по несколько раз переспрашивать.

Причиной тахилалии также является поражение отделов головного мозга, ответственных за воспроизведение речи. Дефект может быть постоянным (то есть, наблюдается в любое время, когда пациент разговаривает) или возникать при определенных стрессовых ситуациях (например, во время волнения, при знакомстве с новыми людьми, при общении с начальством и так далее), в то время как в привычной для пациента обстановке он может говорить абсолютно нормально.

Дислалия

При данной патологии отмечается нарушение произношения звуков, хотя слух пациента или его нервная система не поражены. Больные при этом могут не произносить (или произносить неправильно) один или сразу несколько звуков.

Дислалия может быть:

  • Органической. Данная форма заболевания связана с наличием врожденных или приобретенных анатомических дефектов различных органов, принимающих участие в звукообразовании. Это могут быть дефекты языка, аномалии строения, количества или расположения зубов, аномалии неба, челюстей и так далее.
  • Функциональной. В данном случае нарушения связаны с неправильным восприятием ребенком речи окружающих. Это может наблюдаться при недостаточном общении с ребенком, а также когда в семье разговаривают на двух и более языках (при этом ребенок может путать звуки в некоторых словах). Такие же дефекты могут наблюдаться в том случае, если у одного или обоих родителей имеются дефекты речи (в данном случае ребенок, обучаясь, будет повторять услышанные им «ошибки»).

Ринолалия

Ринолалия (гнусавость) характеризуется нарушением звукообразования и тембра голоса из-за анатомического поражения верхних дыхательных путей. В нормальных условиях выдыхаемый воздух проходит через голосовые связки и поступает преимущество в ротовую полость, где формируются его свойства. В носовые ходы при этом воздух поступает лишь в небольшом количестве. В то же время, на фоне врожденных или приобретенных аномалий во время разговора большая часть воздуха может поступать именно в носовые ходы, что значительно изменяет характеристики речи. Она становится «вялой», монотонной, неразборчивой.

Дизартрия

При данной патологии отмечается дефект воспроизведения речи, обусловленный нарушением иннервации органов, принимающих участие в формировании звуков (языка, мягкого неба, губ). Каких-либо дефектов в головном мозге или в строении голосообразующих органов нет, как нет и нарушений слуха. Больной при этом с затруднением произносит все звуки, часто произносит их неправильно. Речь пациента смазанная, невнятная, иногда гнусавая. В тяжелых случаях дизартрии пациент вообще не может произносить какие-либо звуки и разговаривать.

Заикание

При данной патологии нарушение речи проявляется через частые повторения определенного звука (клоническая форма заикания) либо через паузы, возникающие перед произнесением определенных звуков (тоническая форма заикания). Механизм возникновения заикания обусловлен поражением нервной системы больного, что сопровождается повышенной возбудимостью мышц, ответственных за воспроизведение речи (языка, мягкого неба, губ). Как и в других случаях, заикание может быть функциональным (развивается на фоне стресса, эмоционального переживания, психологической травмы и так далее) или органическим (связанным с травмой или другим поражением нервных клеток, ответственных за тонус речевых мышц).

Алалия

Суть данной патологии заключается в поражении клеток головного мозга, ответственных за формирование речи. В нормальных условиях все процессы восприятия, формирования и воспроизведения речи контролируются определенными центрами, расположенными в головном мозге. Если данные центры у ребенка не развиты, он в принципе не сможет сформировать или высказать какие-либо слова или звуки, даже если будет нормально слышать их. Причиной этого могут быть аномалии развития, внутриутробные травмы, инфекции, а также травмы или другие повреждения головного мозга во время родов или в течение первых месяцев жизни, когда речь еще не начала формироваться. Умственные способности пациента (то есть, способность к обучению, память, интеллект) при этом могут быть абсолютно нормальными. В легких случаях заболевание поддается лечению, на фоне которого ребенок может начать говорить уже через несколько лет. В то же время, в тяжелых случаях дети могут начать произносить отдельные слоги или слова к 10 – 11 годам и даже позже. Проводят дифференциальную диагностику алалии с задержкой речевого развития, аутизмом, олигофренией, тугоухостью.

Афазия

При данной патологии пациент полностью или частично утрачивает способность говорить в результате травмы или другого органического поражения головного мозга, затрагивающего речевые центры. Причиной афазии могут быть травмы, опухоли головного мозга, перенесенные инсульты, инфекции головного мозга, энцефалит (воспаление ткани головного мозга) и так далее. Также стоит отметить, что афазия была отмечена у некоторых пациентов, страдающих психическими расстройствами.

В отличие от алалии (при которой головной мозг повреждается до формирования речи), при афазии повреждение имеет место уже после начала формирования речи. Учитывая это, некоторые логопеды не используют диагноз афазия у детей младше 3 лет.

Дислексия

При данной патологии нарушается восприятие письменной речи, то есть, человек частично или полностью утрачивает способность читать. Если ребенок с детства вовсе не овладел навыками чтения, то неспособность к чтению называют алексией.