Казахская музыка

Один из центральных вопросов казахской философии — вопрос о смысле и происхождении казахской музыки. Казахское музыкальное искусство традиционно единично. Для традиционной музыкальной культуры характерно и то, что он долгое время оставался ненаписанным. Устное музыкальное искусство казахов также наложило определенный отпечаток на взаимоотношения художника-исполнителя и публики, сняв противоречие между образом существования искусства и его внутренней сущностью. Здесь музыкант — это художник, который творит «публично». — казахские песни

1. Этапы развития казахской музыки.

С древних времен популярная казахская легенда о сверхъестественном и сверхъестественном происхождении музыки и песни сохранилась до наших дней. Она говорит, что божественная песня, поднявшаяся высоко в небо, пролетая над великой степью казахских кочевников, очень низко опустилась, поэтому люди, которые ее слышали, от природы наделены большим даром и музыкальными способностями. А еще в народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казахя частицу кюя с момента его рождения». Наверное, не случайно, что люди пришли «со стороны», наблюдая за жизнью и бытом казахов в 18-19 веках, не без удивления и восхищения заметили большие способности народа, что удивительно для творчество, быстрая музыкальная и поэтическая импровизация, широкое участие в области создания музыки для всего населения, от младенцев до глубоких взрослых.

На ранней стадии развития музыка полностью подчинялась утилитарным нуждам древнего кочевого общества и сопровождала важнейшие религиозные и повседневные церемонии. Великие эпос-жырские легенды, возникшие при формировании казахского этноса, исполнялись жырау (носителями эпической традиции) и сначала были связаны с отправлением ритуалов военной магии и поклонением предкам. В памяти народа сохранилось более сотни легенд, каждая из которых содержит тысячи поэтических стихов, исполняемых в сопровождении кыл-кобиз — смычкового музыкального инструмента с двумя струнами или точечного инструмента — домбры. Будучи одним из самых любимых жанров народного искусства, повседневные лирические и героические эпические легенды «Кобланди», «Алпамыс», «Ер Таргин», «Камбар», «Кыз Жибек», «Козы-Корпеш и Баян-сулу», «Енлик и Кебек» и многие-многие другие передали потомкам в легендарной, мифологизированной реальности — исторические события Прокаха и собственно казахской истории.

Несколько позже архаичные образцы инструментальной музыки появившихся людей — кюи — также выполняли магические функции на этапе своего появления. Зарождение обеих традиций, эпической и инструментальной, в народном сознании и легендах связывали с именем легендарного святого Коркита, первого жырау и шамана, «отца кюев» и создателя музыкального инструмента кыл- кобиз. Вместе с кобизом, структурой и названием частей, олицетворявших характерную для шаманских представлений трехуровневую модель Вселенной (верхний, средний и нижний миры), Коркит оставил потомкам великое наследие — кобиз куи — «Коркит». »,« Желмая »(Имя священного верблюда»), «Таргил тана» («Красочная телица»), «Елимай» («О, родина моя»), «Ушардин улуи» («Вой Ушар») и др. Некоторые из них носили звукоподражательный характер и передавали голоса живой природы, некоторые были философскими размышлениями о смысле бытия, жизни и смерти. Но во всех произведениях музыкальные мотивы, переходящие от одного кюи к другому, легко уловимы. слышно, многократно повторялось, как будто в звуках кобиза обновлялись слова древней молитвы, заповеди, заклинания, обращенные к Богу, духам, сверхъестественным силам.

История развития инструментальных традиций домбры и сибиза также насчитывает века. Археологические находки свидетельствуют о древнем происхождении музыки домбры: при раскопках в древнем городе Хорезм были обнаружены терракотовые фигурки музыкантов, играющих на двух щипковых струнах. Ученые отмечают, что двухструнный Хорезм, существовавший не менее двух тысяч лет назад, имеет типологическое сходство с казахской домброй и был одним из самых распространенных инструментов ранних кочевников, живших в Казахстане. К наиболее архаичным примерам музыки домбры и сибизг относятся легенды кюи с названиями птиц и животных: «Акку» («Лебедь»), «Каз» (Гусь), «Нар» («Верблюд»), куи об хромых существах и несчастливый. охота — «Аксак кыз» («Хромая девочка»), «Аксак кулан» («Хромой кулан»), кюи-плач для утонувших детей и детенышей животных — «Жорга аю» («Идущий медведь»), » Зарлау »(« Плач »),« Жетим кыз »(« Девочка-сирота ») и так далее.