Действительно ли технология является решением проблемы гибкой работы?

Оливер Шоу, коммерческий директор Cascade HR, размышляет о том, доказали ли технологии, наконец, ключ к раскрытию возможностей гибкой работы в Великобритании, или они приковывают нас к рабочему месту сильнее, чем когда-либо?

Говорить о роли технологий в сфере гибкой занятости вряд ли является новаторским. На протяжении десятилетий технологические достижения считались ключевыми для изменений в сфере занятости. Но в этом году общение, похоже, вышло на другой уровень.

Например, в статье для журнала Open Access Government в июне 2018 года Ричард Моррис, генеральный директор британской International Workplace Group (IWG), объяснил, в какой степени технологические сдвиги вызвали значительные социальные изменения. А в сентябре заголовки HR-газет были посвящены исследованию Capital и Citrix, в котором подчеркивалось, что неспособность быстро внедрять новые ИТ-услуги ограничивает возможности организаций в плане гибкости и, следовательно, их конкурентоспособность.

Опять же, эти статьи, вероятно, просто повторили то, что мы уже знаем. Смартфоны позволяют нам отправлять и получать электронную почту, где бы мы ни находились; опытные облачные серверы обеспечивают безопасный доступ к данным независимо от местоположения; достижения в области видеоконференцсвязи делают возможным персонализированное общение в глобальном масштабе.

Технологии открывают возможности гибкой работы, работы на дому, работы за границей и многие другие возможности. Они предоставляют выбор. По мнению многих, она также сделала возможной 4-дневную рабочую неделю благодаря повышению производительности, которое сейчас наблюдается на рабочем месте.

Таким образом, похвалы, окружающие преобразующую силу технологий, вполне обоснованны.

Однако следует также признать, что технологии – во многих случаях – являются движущей силой культуры ‘всегда на связи’. Так что да, возможно, она помогла отказаться от традиционного режима 9-5, но если это было сделано просто для того, чтобы уступить место культуре ‘предоставлять результаты по мере необходимости 24/7’, действительно ли это победа?

Нельзя отрицать, что технологии могут вторгаться в личную жизнь, затрудняя достижение святого грааля баланса между работой и личной жизнью. Это вопрос выбора? Да, в какой-то степени. Требуется дисциплина, чтобы не проверять электронную почту, например, у бассейна во время отпуска. Но заприте телефон в сейфе гостиничного номера, и гораздо проще добиться столь необходимого отключения. Некоторые люди, конечно, находят эту доступность привлекательной и наслаждаются тем, как легко оставаться на связи с такими приложениями, как Slack. Другие чувствуют себя виноватыми, если им нравится проводить время вдали от дома.

Реальная проблема возникает, когда ожидания диктуют, как люди используют технологии и взаимодействуют с рабочим местом в свободное от работы время. До того, как электронная почта была доступна постоянно и везде, люди могли оставить офис – и работу – позади. Теперь запросы работодателей и выходных данных можно рассматривать в любое время суток, и часто доминирует новая культура презентации.

Полезно ли это для снижения уровня стресса? Психическое здоровье? Благополучие семьи? Нет.

Технология сама по себе не может нести всю вину, и, естественно, она приносит пользу, поскольку тенденция к гибкой работе неумолима. Но люди должны спросить себя, помогают ли технологии им быть более эффективными или это на самом деле кража времени. Однако единственный способ бороться с этим воровством — это дисциплина.

Проблема, которую труднее преодолеть, заключается в социальной склонности быть ‘всегда включенным’, которая является секретом «успеха». Если это так, то как долго ответственные работодатели могут требовать от людей работать бесплатно?