Автозаправочные станции

Автозаправочные станции (АЗС) предназначаются для обслуживания и заправки автомобилей и других машин горючим и смазочными материалами. Попутно на них реализуются масла, смазки и специальные жидкости, расфасованные в мелкую тару. К вспомогательным операциям, выполняемым на АЗС, относятся мойка машин, их мелкий ремонт, торговля запасными частями. Неотъемлемой частью современных АЗС есть кафе и магазин по торговле продуктами повседневного спроса. Подробнее про ремонт оборудования на АЗС читайте на страницах нашего https://aktast.ru специализированного сайта.

По способу установки и монтажа оборудования АЗС делятся на стационарные и передвижные.

Передвижные АЗС (ПАЗС) монтируются на раме и в зависимости от их назначения устанавливаются на автомобили или автоприцепе. Они состоят из емкости, измерительных и раздаточных устройств, смонтированных на шасси транспортного средства. Стационарные АЗС сооружаются по типовым проектам на 300, 500, 750 и 1000 заправок в сутки (1 заправка — 50 л топлива и 2 л масла). В их состав входят:

• подземные резервуары для хранения нефтепродуктов;

• топливо-и маслороздаточные колонки;

• помещение для обслуживающего персонала;

• другие помещения в соответствии с дополнительными функциями, выполняемыми АЗС.

Принципиальная схема стационарной АЗС приведен на рис. 17.7.

 

Рис. 17.7. Принципиальная схема АЗС

1 — сливное устройство; 2 — резервуар для топлива; 3 — клапан приемный; 4 — протівовзривнік угловой; 5 — замірний устройство; 6 — клапан дыхательный; 7 — топливораздаточная колонка

Нефтепродукт, который доставляется на АЗС с помощью автоцистерн, сливается через устройство 1 в резервуар для топлива 2. Здесь он отстаивается, проводится измерение его количества через устройство 5. Отпуск нефтепродукта потребителям производится с помощью топливораздаточной колонки 7, связанной с резервуаром трубопроводом, на котором смонтирован приемный клапан 3, и углового предохранителя 4. «Дыхания» резервуаров осуществляются через клапан 6.

Топливо-раздаточные колонки предназначены для заправки машин с одновременным замером количества выданного горючего или масла.

Насос топливораздаточной колонки предназначается для перекачки топлива из резервуара АЗС в баки автомашин.

Счетчик жидкости служит для измерения расхода отпускаемой потребителям топлива или масла. Результаты мгновенных измерений суммируются и фиксируются на счетном устройстве как общее количество отпущенной жидкости.

Фильтр служит для очистки от механических примесей жидкости, поступающей в колонку.

Раздаточный рукав предназначен для перекачки жидкости и соединения колонки с раздаточным краном. В раздаточных колонках используются резино-тканевые бензостійки рукава диаметром 25 мм на давление 0,4 МПа.

Раздаточный кран служит для быстрого отсечения струи топлива при достижении предельного уровня его в баке автомашины, чтобы тем самым предотвратить протечки и связанные с эти потери.

18. ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ ГАЗА

18.1. Свойства газов, влияющие на технологию их транспорта

Основными свойствами газов, влияющими на технологию их транспорта по трубопроводам, являются плотность, вязкость, сжимаемость и способность образовывать газовые гидраты.

Плотность газов зависит от давления и температуры. Так как при движении по газопроводу давление уменьшается, то плотность газа снижается и скорость его движения возрастает. Таким образом, в отличие от нефте — и нефтепродуктопроводов газ в газопроводах движется с ускорением.

Вязкость газов в отличие от вязкости жидкостей изменяется прямо пропорционально изменению температуры, т. е. при увеличении температуры она также возрастает и наоборот. Это свойство используют на практике: охлаждая газы после компримирования, добиваются уменьшения потерь давления на преодоление сил трения в газопроводах.

Сжимаемость-это свойство газов уменьшать свой объем при увеличении давления. Благодаря свойству сжимаемости в специальных емкостях-газгольдерах высокого давления – можно хранить количество газа, в десятки раз превышающих геометрический объем емкости.

18.2. Классификация магистральных газопроводов

Магистральным газопроводом (МГ) называется трубопровод, предназначенный для транспортировки газа, прошедшего подготовку из района добычи в районы его потребления. Движение газа по магистральному газопроводу обеспечивается компрессорными станциями (КС), сооружаются по трассе через определенные расстояния.

Ответвлением от магистрального газопровода называется трубопровод, присоединенный непосредственно к МГ и предназначенный для отвода части транспортируемого газа к отдельным населенным пунктам и промышленным предприятиям. Магистральные газопроводы классифицируются по величине рабочего давления и по категориям.

В зависимости от рабочего давления в трубопроводе магистральные газопроводы подразделяются на два класса:

I класс от 2,5 до 10 МПа включительно;

II класс от 1,2 МПа до 2,5 МПа включительно.

Газопроводы, эксплуатируемые при давлениях ниже 1,2 МПа, не относятся к магистральным. Это внутрипромысловых, внутризаводские, подводящие газопроводы, газовые сети в городах и населенных пунктах, а также другие газопроводы.

18.3. Основные объекты и сооружения магистрального газопровода

В состав МГ входят следующие основные объекты:

• головные сооружения;

• компрессорные станции (КС);

• газораспределительные станции (ГРС);

• подземные хранилища газа;

• линейные сооружения.

На головных сооружениях производится подготовка добываемого газа к транспортировке (очистка, осушка и т. д.). В начальный период разработки месторождений давление газа, как правило, настолько большой, что необходимости в головной компрессорной станции нет. Ее строят позднее, уже после ввода газопровода в эксплуатацию.

Компрессорные станции предназначены для перекачки газа. Кроме того, на КС производится очистка газа от жидких и твердых примесей, а также его осушка.

Газораспределительные станции сооружают в конце каждого магистрального газопровода или отвода от него. Высоконапорный газ, транспортируемый по магистральному газопроводу, не может быть непосредственно подан потребителям, поскольку газовое оборудование, применяемое в промышленности и в быту, рассчитано на сравнительно низкое давление. Кроме того, газ должен быть очищен от примесей (механических частиц и конденсата), чтобы обеспечить надежную работу оборудования. Наконец, для обнаружения утечек газу должен быть придан резкий специфический запах. Операцию придания газу запаха называют одоризации.

Подземные хранилища газа служат для компенсации неравномерности газопотребления. Использование подземных структур для хранения газа позволяет очень существенно уменьшить металлозатрати и капиталовложения в хранилища.