Если раньше турбокомпрессор устанавливался только на наиболее динамичные автомобили с высокофорсированными моторами, то сейчас его можно встретить в каждой третьей новой машине. К сожалению, назвать эту деталь особенно надежной невозможно — практика показывает, что ремонт турбины приходится выполнять каждые 80-250 тысяч километров в зависимости от мощности автомобиля, ухода за ним и стиля езды. Сразу стоит сказать, что отремонтировать турбину http://turbo-plus.com.ua/remont-turbin/ за пределами специализированного сервисного центра практически невозможно. Малейший дисбаланс вала или грязь, попавшая внутрь узла, могут стать причиной его окончательной поломки. Однако выполнить замену расходных материалов вроде резинок, прокладок и втулок, а также промывка турбины под силу любому водителю — для этого нужно заранее купить ремкомплект и вооружиться обычными автомобильными инструментами.
Содержание
- Предпосылки
- Демонтаж
- Разборка
- Восстановление
- Аккуратность и еще раз аккуратность
Предпосылки
Специалисты не рекомендуют выполнять разборку турбин в подтверждение ее поломки. Результатом такого необдуманного действия может стать поломка узла, которая требует огромных затрат на полное устранение проблемы. Кроме того, вы потратите массу времени и усилий, тогда как реальная неисправность будет находиться совсем в других узлах автомобиля.
Диагностику турбины провести достаточно сложно, однако следует обратить внимание на следующие отличительные признаки неисправности:
- Повышенный расход масла, наличие следов масла на корпусе турбокомпрессора;
- Треск или стук со стороны турбины, изменен звук работы мотора;
- Сильная потеря мощности двигателя, особенно заметно на повышенных оборотах;
- Сильный чад из выхлопной трубы — дым приобретает черный или темно-сизый оттенок;
- Хлопки в выпускном коллекторе, детонация топлива, движение автомобиля рывками.
Конечно, поставить диагноз вашему автомобилю со стопроцентной точностью может только специалист. Однако наличие одного из вышеперечисленных признаков будет хорошим поводом разобрать турбину — как минимум, для ее промывания и улучшения мощностных параметров двигателя. При этом вам стоит знать, как отремонтировать турбину — в противном случае разборки узла будет бессмысленной и даже опасной.
Демонтаж
Чтобы провести диагностику турбины, ее придется полностью демонтировать. Для этого необходимо будет снять обе части устройства — турбинную и компрессорную, которые выполнены в виде двух раздельных «улиток». Сначала от турбины отключаются все патрубки и провода — очень важно сохранить нетронутыми все заводские крепления и разъемы, поскольку восстановить их будет невероятно сложно. Затем нужно приступить к демонтажу обеих частей узла — для этого нужно открутить болты.
Компрессорный канал турбины обычно снимается без проблем, а вот болты турбинного канала очень часто прикипают к металлической основы в результате воздействия высоких температур. Чтобы ослабить их, придется воспользоваться накидным гаечным ключом и киянкой. Для этого нужно наносить несильные удары по рукоятке инструмента, постепенно освобождая турбину. Помните, что турбинный канал может сильно перекосить при неосторожном снятии. Чтобы не допустить этого, делайте по 5 ударов по каждому болту, после чего переходите к следующему — процесс будет долгим, однако он позволит сохранить дорогостоящий узел.
Ремонт турбин на дизельном двигателе может быть облегчен за счет низкой температуры выхлопных газов — благодаря этому болты редко прикипают к основанию. Сняв обе части узла, внимательно осмотрите крыльчатки. Ремонту они не подлежат, поэтому при наличии видимых повреждений следует выполнить замену следующих компонентов. Кроме того, измерьте люфт вала турбины — его продольное перемещение недопустимо, а поперечный не может превышать одного миллиметра.
Разборка
Если причина неисправности автомобиля заключается не в повреждении крупнейших деталей турбины, следует продолжить демонтаж сайта, чтобы найти источник проблемы. Сначала снимается колесо компрессора — для этого используется съемник, приспособлен к левосторонней резьбе. Можно также воспользоваться плоскогубцами (не пассатижами!) и оправкой, которая будет удерживать вал. Однако при использовании такого инструмента существует высокая вероятность повреждения турбины.
Чтобы полностью разобрать узел, необходимо также достать из него упорные подшипники и вкладыши — для этого стоит открутить удерживающие их болты. Будьте внимательны, поскольку детали со стороны турбинной части крепятся при помощи двух стопорных колец — об этом нужно знать, чтобы не повредить фиксаторы при снятии. Выполнив эти действия, вы полностью разберете автомобильную турбину и сможете найти источник всех неприятностей. Если вы не видите никаких неисправностей, лучше показать снятые компоненты эксперту, который быстро установит причину поломки.
Восстановление
Если вы решили выполнить все работы своими руками, не забудьте промыть компоненты турбины перед повторной установкой на автомобиль. Выше уже говорилось, что малейшая песчинка может стать причиной поломки всего узла, но стоит также помнить, что неисправная турбина вполне может вывести из строя весь двигатель, что приведет к существенному повышению ваших затрат. Особое внимание уделите следующим частям турбины:
- Впускная масляная трубка;
- Вкладыши;
- Посадочные отверстия под втулки вала.
Обязательно слейте остался в приспособлении масло и смойте отложения, которые остались во внутренних каналах — этим вы значительно продлите срок эксплуатации узла.
Используя готовый ремкомплект турбины, замените втулки, резинки, прокладки и другие уплотнительные изделия. Подшипники и вкладыши стоит смазать небольшим количеством моторного масла, используя шприц. Перед сборкой можно также промыть каналы маслораспределительной системы специальной жидкостью, купить которую можно в любом автомагазине. Убедившись, что внутри не осталось старого масла, грязи и различных отложений, замените изношенные компоненты и начинайте сборку в обратном порядке. Не забудьте заменить воздушный и масляный фильтры, убедившись, что они не повреждены и не надорваны.
Независимо от того, чините вы турбину на бензиновом двигателе или на дизеле, перед запуском узел следует хорошо смазать. Для этого в приемную горловину залейте 20-30 мл масла и несколько раз проверните вал вручную, чтобы добиться равномерного перераспределения смазки. После переборки турбины в течение 1000 километров соблюдайте щадящий режим эксплуатации двигателя не допускайте его сильного нагрева или долгой езды на высоких оборотах. Также желательно поменять масло в автомобиле, чтобы исключить возникновение проблем с повторным загрязнением сайта.
Однако помните, что к ремонту турбины следует приступать только при наличии у вас технических навыков и всех необходимых инструментов. Повредить компоненты турбокомпрессора очень легко, а вот их восстановление потребует огромных затрат. В худших случаях придется менять всю турбину, которая оценивается в 800-5000 долларов в зависимости от модели автомобиля и производителя запчасти. Поэтому оптимальным вариантом при любой серьезной поломке будет ремонт турбины в специализированном сервисном центре или в профессиональной мастерской, оснащенной всем необходимым оборудованием.
Аккуратность и еще раз аккуратность
Ремонт турбины — это очень сложный процесс, который требует внимательности и аккуратного выполнения всех перечисленных выше действий. Помните, что любое повреждение, нанесенное турбокомпрессора, может стать причиной его необратимой поломке. Результатом станет замена детали, что потребует огромных расходов. Если же вы выполните сборку двигателя с некачественно отремонтированной турбиной, это может стать причиной выхода из строя всего силового агрегата. Поэтому перед началом работ внимательно подумайте — вы уверены в своих силах или все-таки лучше отдать автомобиль в руки профессионала, чтобы получить гарантию надежности и долговечности двигателя?