Радиоэлектронная борьба. Хроники двух войн

Радиоразведка немецких войск в ПМВ достаточно успешно перехватывала радиопереговоры русских штабных армейских и корпусных радиостанций 1-й и 2-й армии, которые наступали в августе 1914 года в Восточной Пруссии. К сожалению, это стало следствием открытого пренебрежения правилом скрытности русскими войсками: нередко оперативные приказы командующих армий шли в эфир открытым текстом.

Во многом такая ситуация сложилась из-за слабой обеспеченности шифрами. Генерал Гинденбург и его 8-я армия были неплохо осведомлены о намерениях и движении русских войск. Итогом этого стала катастрофа Восточно-Прусской наступательной операции.

Немцы оставили заслон 1-й армии Павла Карловича Реннекампфа, а 2-ю армию генерала Александра Васильевича Самсонова окружили и разгромили. В этой связи немецкий генерал Гофман писал:

«Русская радиостанция передала приказ в незашифрованном виде, и мы перехватили его. Это был первый из ряда бесчисленные приказов, передававшихся у русских в первое время с невероятным легкомыслием. Такое легкомыслие очень облегчило нам ведение войны на Востоке, иногда лишь благодаря ему и вообще возможно было вести операции».

Справедливости ради стоит упомянуть, что и немцы вели себя ранее сходным образом: транслировали текст в радиоэфир без всякой подготовки, чем помогли французам в сражении на Марне в сентябре 1914 года.

В Первую мировую войну сложилась немного парадоксальная ситуация: спецслужбы предпочитали не глушить радиостанции противника, а перехватывать сообщения с последующей дешифровкой. Тем более что ни одна из воюющих сторон не располагала серьезными механизмами шифрования сообщений. Во флотах Англии и США активно внедрялись методики пеленгования радиопередач немецких субмарин, что позволяло наводить ударные корабли в районы их дислокации. На Западном фронте британцы и французы с 1915 года взяли на вооружение радиогониометрические системы, позволяющие определять местоположения радиостанций штабов противника. Позднее подобная техника пришла во все страны, вовлеченные в мировой конфликт. К примеру, русская армия на середину 1915 года располагала 24 радиопеленгаторными станциями, которые были в подчинении штабов армий. Служба радиоразведки Балтийского флота под руководством адмирала Адриана Ивановича Непенина была одним из самых эффективных подразделений в своей области.

Magdeburg вышел в море

Magdeburg сел на мель

Во многом успешность работы службы была обеспечена крушением на Балтике 26 августа 1914 года по старому стилю легкого крейсера Magdeburg. Дело в его сигнальных книгах и документах по шифрованию, которые удалось поднять со дна морского русским водолазам. Кроме того, неоценимую помощью оказала агентурная работа разведки коалиции. Русский флот в 1914-1915 годах располагал целым набором новейших корабельных и береговых радиопеленгаторных станций. Непосредственно на Балтике работало сразу восемь подобных постов. 

Крейсер Breslau

Среди немногочисленных эпизодов применения радиопомех наибольшую известность получила работа немецких крейсеров Goeben и Breslau по «забиванию» радиосигналов английских кораблей в ходе прорыва немцев через Средиземное море в Турцию в августе 1914 года. На стороне германского флота были мощные и современные для своего времени радиостанции Telefunken, сигнал которых подавлял устаревшую технику британцев.

Имеются сведения о применении западными союзниками помех и ложных радиосигналов наведения в отношении радиостанций германских дирижаблей-«цеппелинов», совершавших налеты на Великобританию. Так, во время крупного рейда 11 «цеппелинов» на Англию 19-20 октября 1917 года передача ложных радиосигналов мощными радиопередатчиком с Эйфелевой башни в Париже, ретранслируемых другой радиостанцией, привела к дезориентации радистов «цеппелина», использовавших для ночной навигации сигналы германских радиостанций. Тактика оказалась очень эффективной – два дирижабля, L50 и L55, были дезориентированы настолько, что в условиях плохой погоды и видимости потерпели крушение. Истребители Франции и Великобритании также неплохо справились с оборонительной задачей и сбили ещё три «цеппелина».

L50 и L55 — дирижабли, погибшие во время налета на британские острова. Они стали одними из первых жертв радиоэлектронной борьбы

Во Второй мировой войне радиоэлектронная борьба окончательно оформилась как важное направление развития военной мысли и технологии. Первостепенной задачей, которая ставилась перед РЭБ, оказалось противодействие новинки тех лет – радиолокационной станции. Еще перед войной Германия и Великобритания приступили к развертыванию сети РЛС для обнаружения и отслеживания авиации противника. Ставили на вооружение и корабельные радиолокаторы, занимающиеся обнаружением надводных, воздушных целей, а также участвующие в управлении огнем. Система радиолокаторов Chain Home вдоль Ла-Манша и восточного побережья в Великобритании была создана еще в 1937-1938 годах и состояла из 20 РЛС AMES (Air Ministry Experimental Station) Type I, работавших в диапазоне 10-15 метров. Позднее, в 1939 году, радиолокационный щит Британских остовов дополнили низковысотными обнаружителями Chain Home Low или AMES Type II с уменьшенной длиной волны. AMES Type V стал самой совершенной генерацией РЛС, у которой длина радиоволны составлял всего 1,5 метра, а дальность обнаружения воздушных целей превышала 350 км. С такой угрозой теперь приходилось считаться, и инженеры в военных ведомствах приступили к разработке систем как обнаружения радиолокаторов, так и их подавления. Лидерами предвоенного времени в этом направлении стали Великобритания и Германия. 

Строится будущий радиоэлектронный разведчик LZ 130 Graf Zeppelin

Немцы в 1939 году (31 мая и 2-4 августа) решили провести мониторинг новой английской системы Chain Home и снарядили для этого дирижабль LZ 130 Graf Zeppelin. Летающий шпион был с аппаратурой радиотехнической разведки и должен был определить местоположение всех британских РЛС. Но ПВО Англии заблаговременно выключили все локаторы и дирижабль ушел домой не солоно хлебавши. До сих пор историки не в состоянии пояснить – англичане выключили технику только при виде дирижабля, раскусив его миссию, или же заранее знали о задачах «цеппелина» из агентурных источников. Примечательно, что немцы еще испытывали дополнительные трудности от собственной береговой навигационной системы Knickbein, которая работала в сантиметровом диапазоне и создавала помехи разведывательной аппаратуре LZ 130 Graf Zeppelin.

Именно Knickbein стала для английских специалистов РЭБ приоритетной целью с самого начала войны – немецкие бомбардировщики пользовались этой радионавигационной во время налетов на острова. Основные данные о параметрах Knickebein британцы получили из разведывательных источников в 1940 году и сразу же приступили к отработке мер её подавления. Самолеты Avro Anson оборудовали набором американских радиоприемников Halicrafters S-27, работающих в диапазоне 30-33 МГц, что позволяло определять расположение немецких передатчиков системы Knickebein. Как только карта расположения немецкой радионавигационной аппаратуры была установлена, на британском побережье появилась сеть слабых излучателей, которые создавали помехи в диапазоне работы Knickebein. Итогом стала частичная и даже полная дезориентация немецкой бомбардировочной авиации. В литературе даже описываются случаи, когда немцы ошибочно садили свои самолеты на британские аэродромы. Естественно, после ночного бомбометания. 

Радиоэлектронная борьба. Хроники двух войн

Карта с расположением передатчиков системы Knickebein. Пример двухлучевого наведения бомбардировочной авиации на британский Дерби

Антенна-излучатель Knickebein

Руководство люфтваффе отдавало себе отчет в том, что Knickebein несовершенен и отличается низкой помехозащищенность. Еще в предвоенное время группа немецкого инженера Йозефа Пендля разработала радионавигационную систему X-Gerate (Wotan I). Принцип работы новинки основывался на узколучевой радиоподсветке (диапазон 60-70 МГц) со специальных наземных станций.

Схема, иллюстрирующая методику «слепой» посадки самолета на аэродром. Разработана берлинской конторой C. Lorenz AG в начале 30-х годов. Подобным образом британцы сажали заблудившиеся ночью немецкие бомбардировщики на свои аэродромы

Первым успешным применением стала работа радионавигации во время знаменитого налета немецкой авиации на Ковентри в ноябре 1940 года. Британцы в начале работы X-Gerate немного запаниковали, так как из-за неверного определения частоты модуляции не смогли поставить эффективные помехи. И только сбитый 6 ноября 1940 года бомбардировщик Heinckel He 111 с приемной аппаратурой на борту позволил наконец-то разобраться с премудростями немецкой навигации. И уже 19 ноября британцы успешно ставили помехи X-Gerate во время налета бомбардировщиков люфтваффе на Бирмингем. Англичане даже выстроили станции ложной узколучевой радиоподсветки, которые должны были вводить в заблуждение штурманов немецких бомбардировщиков. Но эффективность таких мер нередко была низкой из-за того, что включение английских дублеров приходилось синхронизировать с X-Gerate, а это было затруднительно.

Продолжение следует…

По материалам:
Н. А. Колесов, И. Г. Носенков. Радиоэлектронная борьба. От экспериментов прошлого до решающего фронта будущего. М.: Центр анализа стратегий и технологий, 2015.

Автор:
Евгений Федоров
Использованы фотографии:
germanpostalhistory.com, deviantart.com, en.wikipedia.org

https://topwar.ru/151286-hroniki-radiojelektronnoj-borby-dve…

Армия и Флот✔(Админ)

Добавить комментарий

Next Post

В США вспомнили российские «Тюльпаны»

Пн Авг 26 , 2019
Российская армия располагает самыми мощными в мире минометами М-240, «способными разрушить город», пишет издание The National Interest. Главной задачей таких минометов является уничтожение укрепленных объектов противника. На западе такое оружие отсутствует, поскольку там предпочитают использовать для этих целей авиацию, поясняет обозреватель издания Себастьен Роблен. По его словам, в ряде механизированных частей НАТО используются […]

Мета