Топ-100

Памятники – в строй?

Памятники – в строй?

Когда была принята госпрограмма модернизации Т-22М до уровня Ту-22М3М, всем эта информация понравилась. Новые ракетоносцы – это всегда приветствуется на любом уровне. Новый бомбардировщик – он где угодно новый, а тем более, так хорошо зарекомендовавший себя в Сирии Ту-22М.

И в рамках программы испытаний уже летают два оперативно созданных прототипа Ту-22М3М. Летают хорошо, претензий нет. Свои задачи выполняют, потому и было принято решение о серийной модернизации.

Однако, как всегда у нас, есть нюансы.

Для начала, летающие прототипы Ту-22М3М были созданы из ранее летавших, то есть, строевых машин. А под ограниченно серийным выпуском принято понимать НОВЫЕ машины. То есть, новый планер, новые двигатели, новая начинка.

И, как говорят некоторые издания, ссылаясь на свои источники в структуре КАЗа и авиапрома, самолеты действительно вроде бы будут новыми. «Вроде бы» — не просто так. Там нюансов много, потому начнем разбирать с самого начала.

С БРЭО (бортовое радиоэлектронное оборудование) вроде бы все в порядке. Новые комплекты собрать не представляет трудностей. К двигателям мы вернемся, а вот планеры – с ними все не просто так.

Планеры, по крайней мере, два, хотят взять из «запасников» Казанского авиазавода. Официальные лица ОАК эту информацию никак не комментируют, но на самом заводе абсолютно все в курсе того, что старые планеры пойдут в дело.

Эти планеры были построены в 90-х годах и около 30 лет мертвым грузом простояли на территории КАЗа. В дело не пошли, поскольку выпуск Ту-22М был прекращен в 1993 году. Остались почти готовые заделы.

Один достроили еще в 1997 году, один выкатили с территории завода и установили, как памятник возле заводоуправления. Оставшиеся четыре планера стоят под открытым небом на старой взлетно-посадочной полосе.

Памятники – в строй?

Памятники – в строй?

Здесь сразу возникает вопрос: в каком состоянии планеры? Понятно, что «не фонтан». Металл, скорее всего, еще в приличном виде. Тем более, никаких физических нагрузок эти планеры не испытывали. То есть, усталость по металлу минимальная. А вот в каком состоянии все прокладки, люки и лючки, переходники и различные разъемы – это вопрос на тысячу долларов.

И вот – программа модернизации. Неспешно так идет с 2016 года, когда Ту-22М3 очень прилично показали себя в Сирии, работая по террористам ИГИЛ.

Стоит напомнить, что, согласно цифрам, всего было построено около 500 самолетов разных модификаций, от которых на сегодняшний день осталось 60 Ту-22М3, 2 Ту-22М3М и 1 Ту-22МР. 30 единиц Ту-22М3 собираются «подтянуть» до Ту-22М3М.

Возникает справедливый вопрос, почему не все. Ответа пока нет, возможно, затея дорогостоящая и требует много времени. Кроме того, далеко не все самолеты находятся в идеальном состоянии. Да, самые свежие – 1993 года выпуска. Самые старые – сложно сказать, но начался серийный выпуск в 1971 году. Вот и вся информация для размышления.

Возможно, здесь есть ответ по поводу старых/новых планеров в Казани.

В принципе, использовать старый задел – в этом есть смысл. Но только определенный и при определенных обстоятельствах.

Мы не знаем точно из-за режима секретности, в чем состоит суть намечаемой модернизации. Много общих фраз, указывающих на то, что в первую очередь будет затронута электронная часть аппаратуры самолета:
— повышение точности навигации;
— рост уровня автоматизации управления;
— упрощение технического обслуживания;
— новая информационно-управляющая система;
— цифровая индикация в кабине;
— автоматизированная система управления.

Новая АСУ по сведениям, позволит планировать полетное задание, отслеживать нахождение самолета, перенацеливать его в воздухе на другие объекты, автоматически вводить данные в авиационные средства поражения.

Есть сведения, что кормовой пушечной установки на модификации не будет, а вместо нее установят нечто современное и очень противное из наших новых комплексов РЭБ.

Что мы видим? Правильно, кардинальная работа над БРЭО. Что есть БРЭО? Несколько километров проводки.

Тут еще такой момент: очень сложно сказать, насколько новая аппаратура была установлена на первых испытательных Ту-22М3М.Возможно, это были модернизированные и обновленные комплексы и системы, и, вполне очевидно, что при монтаже их на заводе столкнулись с огромными трудностями по интеграции новых комплексом в систему самолета. Это может оказаться непросто именно в плане электрическом, а не радиоэлектронном.

А вот взять «чистый» планер и установить туда сразу все по максимуму, не стесняясь – это и проще, и дает полную возможность отработки монтажных и настроечных операций.

И в этом есть определенная логика. Заделы планеров совершенно пустые изнутри, все довольно удобно.

Кроме того, помимо удобства монтажа, есть еще один плюс: все 30 лет планеры просто стояли. У них совершенно не выработан ресурс и почему не использовать такую возможность?

Понятно, что намного интереснее было бы «запилить» совершенно новый планер и установить на него все новое и красивое. Многие сегодня так и высказываются, дескать, позор джунглям, еще бы от заводоуправления памятник забрали.

Сейчас читают:  В Армении сняли с поста замначальника ГШ ВС, раскритиковавшего слова Пашиняна о российских «Искандерах»

С моей точки зрения тут все нормально. Если планеры не сгнили, не тронуты коррозией, то почему их нельзя использовать? Это приличная экономия всего: денег, времени, усилий.

Учитывая, что планер последнего Ту-22М был собран (как и Ту-160) в 1993 году, то есть, почти 30 лет назад, можно представить степень готовности сотрудников КАЗ к строительству планеров. Быстрому и качественному.

Скорее всего, документация сохранилась, такое не выбрасывают. Но штампы, различные формы – этого может не оказаться в полном объеме. Да, имея под рукой чертежи, изготовить не сложно. Но – опять же время.
Так что в принципе, все реально не так уж плохо.

Однако, есть очень негативная составляющая дела, которая реально может свети на нет все усилия по модернизации и превращения старого бомбардировщика в новый и современный ударный самолет со всеми вытекающими.

В плане вооружения Ту-22М3М может нести все что угодно, от Х-32 до «Калибра» или «Кинжала». Это в первую очередь ракетоносец, если что.

Памятники – в строй?

Источник: Минобороны России
Так с чем у нас плохо? А плохо у нас с двигателями.

Если покопать интернет, то мнений очень много, мнения разнообразные.

Самые оптимистично настроенные люди считают, что для Ту-22М3М можно использовать НК-32, который начала снова выпускать компания «Кузнецов». Но мне такой вариант не кажется приемлемым. НК-32 – это двигатель для Ту-160, разрабатывался именно под этот самолет и вряд ли буде такой простой задачей установить его на Ту-22М3.

Да и начавшиеся модернизации Ту-160 тоже требуют двигателей.

Некоторые эксперты и источники говорят о том, что на Ту-22М3М будут стоять старые НК-25, только прошедшие капитальный ремонт. Далеко не лучший вариант модернизации, если честно.

Есть некоторый запас «почти новых» НК-25, которые получили от Украины в обмен на газ. Это около 30 двигателей с очень небольшой выработкой ресурса с уничтоженных Ту-22М за американские деньги. Вот у этих двигателей действительно может быть весьма небольшой ресурс, и они пригодятся.

Но НК-25 – это все-таки не решение. Это двигатель родом из 70-х годов прошлого века. Конечно, если его модернизировать, как это сделали с НК-32, увеличить КПД и ресурс – это было бы неплохо, но информации о таких действиях нет.

В целом пока получается некий «Тришкин кафтан» — старые планеры, старые, но откапиталенные моторы, новое БРЭО и новое оружие.

А ведь как показала практика, такой самолет очень нужен в ВВС. Там, где не справится откровенно фронтовой бомбардировщик Су-34 и куда нет смысла гонять «стратегов» Ту-95 и Ту-160, там бы очень пригодилось промежуточное звено.

Да, Ту-22М потрепал нервы нашим потенциальным изрядно. Приветствуется возвращение системы дозаправки в воздухе, которая значительно увеличит дальность работы самолета. И одновременно снова на повестке дня встанет вопрос с танкерным воздушным флотом, поскольку оставшиеся единицы не в состоянии обеспечить необходимое количество дозаправок для наших самолетов дальнего действия.

И, кстати, американцам эта тема не нравится. Он уважают «Бэкфайра». И не хотят, чтобы у нас снова оказалось какое-то количество этих самолетов, способных решать задачи на значительном удалении от своих баз.

В принципе, тема нужная и важная. Если ее правильно развернуть, получится очень эффективно. Но – нужен двигатель. В первую очередь. И весьма необходимые самолеты у нас будут.
Если, оговорюсь, не произойдет какого-нибудь безобразия.

Под безобразиями я имею в виду извечные столкновения Минобороны и КАЗа в финансовом плане. Как это было в 2007 году, когда за достройку Ту-160 казанский завод выставил счет, который не понравился Минобороны, и приемо-сдача 17-го Ту-160М №804 прошла хоть и в день 90-летия завода, но более чем скромно.

И тут интересны двух сторон запросто могут столкнуться еще раз. Неизвестно, во сколько на заводе оценят планеры, за которые однажды уже было уплачено. Да, давно, да другим Минобороны, но тем не менее. И современное российское военное ведомство наверняка захочет получить планеры как можно дешевле, если вообще не даром.

Как у нас в военном ведомстве с ценообразованием, разбирать не будем. Бардак – наше все.

Но было бы очень неплохо, если бы завод и министерство договорились бы. И первые две ласточки взмыли в небо, пусть и на старых/почти новых планерах и б/у двигателях.

У нас сейчас реально не до жиру, если серьезно.

А ведь когда-то, не так уж и давно по историческим меркам, КАЗ строил по 20 Ту-22М в год. А вдруг получится вот это «сможем повторить»? Только реально.

Автор:Роман Скоморохов
Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Яндекс.Метрика contador usuarios online