Топ-100

Мьянма – это Панама сегодня?..

Мьянма – это Панама сегодня?..

Сто лет спустя…

В начале ХХ века США, чтобы построить «свой» Панамский канал, отделили Панамский регион от Колумбии. Но с перешейком Кра (на карте это выше самой верхней таиландской перемычки) такое вряд ли случится: этого не может допустить коммунистический Китай…

Недавний военный переворот в Мьянме (Переворот, о котором знали все) не без оснований расценивается на Западе как фактор дальнейшего усиления влияния Пекина в этой стране. Но такая оценка весьма «ущербна» по целому ряду причин.

Среди прочего и потому, что «агрессивный» Китай давно инициирует и вдобавок планирует финансировать сооружение судоходного канала между Тихим и Индийским океанами. Он может пройти через перешеек Кра на юге Мьянмы или в приграничье Мьянмы и Таиланда.

Кстати, нельзя исключать реализацию и сразу двух проектов вместе. Пока же конкретный маршрут ещё не выбран, но чаша весов после переворота в Мьянме склоняется, как ни странно, в пользу проекта через эту страну. Стабильность, пусть и с автоматами в руках, явно притягивает таких инвесторов, как китайские.

И 250 лет назад

Проекту уже как минимум 250 лет: впервые он был разработан французским инженером де Ламаром в 1677-1678 годах… Но интерес к проекту стал реальным, только когда в Малаккском проливе стало по-настоящему тесно.

Мьянма – это Панама сегодня?..

Вести же суда в обход половины Индонезии – это, согласитесь, не бизнес. Китай же и без того располагает, например, нефте- и газопроводом в Мьянме с начала 2010-х годов.

Именно по этим артериям в КНР из морских портов Мьянмы до сих пор поступает не только бирманское, но и ближневосточное сырьё (Между США и Китаем: почему Мьянма стала полем для конкуренции держав?).

Также КНР имеет свои терминалы в этой стране на побережье Индийского океана.

Мьянма – это Панама сегодня?..

Сооружение «трансбирманского» канала тем более усилит позиции Пекина не только в Мьянме, но и в бассейне Индийского океана. Особенно с учётом планируемого Пекином строительства железной дороги через Мьянму – к портам Читтагонг и Кокс-Базар на востоке Бангладеш, расположенным вблизи границы этой страны с Мьянмой.

Всё это едва ли отвечает интересам США и в целом Запада. В середине июня 2017 г. было подписано китайско-таиландское межправительственное соглашение о доработке проекта межокеанского судоходного канала через узкий перешеек Кра вблизи границы Таиланда с Мьянмой.

По согласию? По согласию!

В то же время действует аналогичное соглашение КНР с Мьянмой начала 1980-х, предусматривающее создание данной артерии в основном через территорию этой страны. До 80 % совокупного финансирования по реализации проектов намечено за счёт государственных и коммерческих инвестиций КНР.

При военных властях в Мьянме, руководивших страной в 1960-х — начале 2010-х гг., она превратилась в важнейший политико-экономический форпост КНР. Те же власти отказывались от участия Запада в доработке и реализации проекта канала, предпочитая активно сотрудничать с КНР и в таком проекте.

Похоже, именно этот фактор, а не «хроническая узурпация» власти военными Мьянмы стал первопричиной санкций, введённых в 2003-2005 гг. против неё США и другими странами НАТО, а также ООН. В 2012-2014 гг. санкции были отменены в связи с восстановлением в стране гражданских государственных институтов и, соответственно, парламентской демократии.

Приход военных к власти в Мьянме в феврале 2021 г. расценивается на Западе как возвращение страны под «опеку» КНР. Что, в свою очередь, может привести к реализации «прокитайского» проекта Кра-канала – то есть именно через Мьянму.

Только санкции, ничего личного

По имеющейся информации, китайско-мьянмская комиссия по этому проекту в январе уже нынешнего года возобновила свою работу. Характерно в этой связи, что президент США Джо Байден, а параллельно с ним и премьеры Великобритании и Канады на днях заявили о возобновлении санкций против Мьянмы.

Если поподробнее о канальном проекте, маршруты через Кра сократят путь между Тихим и Индийским океанами минимум наполовину и тем самым радикально изменят географию трансконтинентальных грузопотоков в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Сейчас читают:  Дистанционно управляемое убийство. Кому была действительно выгодна смерть Мохсена Фахризаде?

Быстрый рост международных грузоперевозок через проливы и моря Юго-Восточной Азии требует создания не менее двух параллельных путей через упомянутый перешеек.

Традиционный – обходной морской маршрут через индонезийские, малайзийские проливы и Сингапур – уже с трудом справляется с растущим грузовым потоком. Между тем совокупная инвестиционная стоимость обоих вариантов канала остаётся весьма значительной.

При этом мьянмский вариант, в отличие от таиландского, всё же немного дешевле – соответственно, около 17,5 млрд $ против 18-18,5 млрд $, по оценкам экспертов АСЕАН и АТЭС. Пропускная способность этих каналов запроектирована в 31-35 тыс. судов в год.

Малайзия тоже не против

Существует также малайзийский проект канала – вблизи границы с Таиландом в Северной Малайзии. Но этот вариант на треть длиннее и почти на столько же дороже по строительным затратам, в сравнении с упомянутыми вариантами.

Вот точка зрения исполнительного директора экономической секции Таиландско-Китайской Ассоциации по культуре и экономике Пакди Танапура:

«Каналы через перешеек Кра сократят морской маршрут из АТР, в том числе из Юго-Восточной Азии в Европу и Африку – вместо прохода через Малаккский и соседние проливы на 1100-1300 км; сэкономит для перевозчиков 48-64 часов по транспортировке грузов».

«За этим следуют и смежные преимущества таких проектов: например, сокращение судами расходов топлива и смазочных материалов. А также 25-процентное снижение ставок межокеанского фрахта в этом районе.»
Тем временем соперничество между Янгоном и Бангкоком по этим проектам становится всё острее. Доходит до того, что власти Мьянмы периодически поддерживают таиландскую маоистско-сталинистскую компартию.

Хорошо известно, что её партизанские группы активно действуют невдалеке от возможной таиландской трассы (Красные партизаны в стране Белого слона).

Под опекой Пекина

Таиландский вариант – это около 160 км в южной, наиболее широкой части перешейка (вблизи таиландско-малайзийской границы) в направлении к Сиамскому Заливу. Эта магистраль включает сооружение параллельного нефтепровода.

А проект Мьянмы – это наиболее короткий маршрут между Индийским и Тихим океанами: не более 70 км на севере перешейка и без параллельного нефтепровода. Однако участок сухопутной границы Мьянмы с Таиландом напрямую не выходит в акваторию Юго-Восточной Азии в Сиамском заливе.

Мьянма – это Панама сегодня?..

Поэтому потребуется примерно 20-километровое продолжение данной трассы в соседнем районе Таиланда. Но именно проект Мьянмы позволит судам по кратчайшему пути и с меньшими расходами, чем по сугубо таиландскому варианту, курсировать в акватории Южный Китай/Гонконг-Вьетнам-Индийский океан.

Именно такой проект был разработан ещё в бывшей Бирме, которая с 1989 г. носит название Мьянма. Причём разработан с помощью СССР в конце 1950-х годов. Но проект не был реализован в связи с ухудшением политических отношений между странами.

Почти сразу, к середине 60-х годов, политико-экономическую «опеку» над Мьянмой прошлого века взял на себя Пекин. С одновременной поддержкой местной партизанской компартии, аналогичной таиландской. Чтобы в случае необходимости добиваться большего «послушания» бирманских военных властей.

Гидротехническое сходство

Между тем ситуация в регионе такова, что Пекину приходится лавировать между Мьянмой и Таиландом. И политическое, и экономическое влияние КНР в Мьянме более весомое, чем в Таиланде, поэтому, как сообщали СМИ Таиланда и Тайваня в середине 2010-х, китайская сторона и выбрала вариант через Мьянму.

Из Пекина периодически уговаривают Бангкок согласиться на то, чтобы 20-километровый участок в таиландской части Кра был включён в тот вариант. В то же время, как полагает тайваньский эксперт Люн Вэй,

«растущий товаропоток между АТР и странами бассейна Индийского океана требует создания двух параллельных путей на перешейке Кра. Так как его географическая суженность в таиландском и особенно в мьянмском секторах не позволяет создать один широкий водный путь.»
Сами же каналы на Кра, отмечает эксперт,

«по своим географическим, гидро- и другим техническим условиям будут схожими с Панамским каналом.»
Но сходство здесь по всем признакам – не только гидротехническое?..

Автор:Алексей Чичкин
Использованы фотографии:picabu.ru, odessadaily.ua, Business-Standard.com, stringer-news.com
Источник

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика contador usuarios online