Топ-100

Контракты в интересах вооружённых сил РФ в условиях мирного и военного времени

Контракты в интересах вооружённых сил РФ в условиях мирного и военного времени

Источник: mil.ru

О контрактах с МО РФ

Контракт, согласно действующему законодательству РФ [1], – это договор, заключённый государственным заказчиком с целью удовлетворения нужд и потребностей государственных ведомств и организаций, например, Министерства обороны РФ в продукции, работах и услугах. Заключаются контракты на поставку товаров и выполнение услуг различными организациями с учреждениями и организациями Министерства обороны Российской Федерации на основании ФЗ [1].

В настоящее время заключение контрактов от имени Министерств обороны РФ возложено на департаменты Штаба материально-технического обеспечения Вооружённых сил РФ, который, являясь органом военного управления Министерства обороны РФ, действует от имени Российской Федерации в интересах Вооружённых сил.

Одновременно контракт является формой заключения договорённости только с организациями и фирмами, участвующими в государственных закупках в качестве поставщиков.

Правила заключения контрактов, наряду с ГК РФ [1] регламентируются и БК РФ [2], в котором предписывается использовать понятие «контракт» для тех сделок, где одной из сторон выступает государственная организация. Аналогичные требования к заключению контрактов с государственными организациями предусматривает и Бюджетный кодекс РФ [3].

Контракты с МО РФ следует рассматривать с нескольких позиций. Во-первых, применительно к материально-техническому обеспечению контракты выступают в качестве комплекса взаимосвязанных договоров между Штабом МТО ВС РФ и поставщиками продукции, работ и услуг, предусматривающих полное и всестороннее удовлетворение нужд и потребностей объединений, соединений, воинских частей и отдельных военнослужащих Вооружённых сил Российской Федерации. Во-вторых, с точки зрения выполнения оборонного заказа, контракты представляют собой систему договоров, заключаемых МО РФ с предприятиями Военно-промышленного комплекса страны и их партнёрами, предусматривающих обязанность и ответственность сторон за выполнение заказа. И, наконец, в соответствии с ГК РФ [2], контракты классифицируются и условно разделяются на виды, но при сохранении единой системы, объединяющим признаком которой являются договорные отношения.

Особое место занимают государственные контракты на поставку товаров, предусмотренных государственной программой вооружения, утверждаемой Президентом Российской Федерации. Эти виды контрактов должны заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели указанной программой, на срок её реализации [4].

Каждый контракт в зависимости от вида обладает теми или иными признаками, на основе которых он классифицируется. К таким признакам в настоящее время принято относить:

— количество участников (односторонние, двусторонние и многосторонние);
— имущественное представительство (возмездные и безвозмездные);
— значимость (главные и дополнительные);
— риски (коммутативные и алеаторные);
— плановость (плановые и неплановые);
— время действия (однократные и длящиеся);
— время заключения (окончательные и предварительные);
— условия сделки (взаимосогласованные и договоры присоединения);
— сроки выполнения (длительные и краткосрочные).

Проблемные вопросы выполнения контрактов в мирное время

По данным СМИ, руководство страны и Министерства обороны даже сегодня, в мирное время, озабочены нарушением сроков выполнения отдельными предприятиями государственных контрактов на поставку продукции военного назначения. Одновременно и производители продукции военного назначения предъявляют претензии к Министерству обороны РФ, в частности, по вопросу частых задержек оплаты за уже выполненные государственные заказы.

В последние годы наблюдается некоторое увеличение количества проблемных вопросов, связанных с заключением и выполнением контрактов по государственному оборонному заказу.

К проблемным вопросам выполнения государственных контрактов на военную продукцию в условиях мирного времени можно отнести:

— старение и естественная убыль профессиональных технических кадров, а также определённая сложность их равноценной замены молодыми. Решением данной проблемы может стать формирование необходимого кадрового резерва для предприятий ВПК в мирное время;

— ценообразование в России. Предприятия недовольны тем, что жёсткие ценовые требования со стороны заказчика (МО РФ) не учитывают постоянные инфляцию и рост цен на энергоносители, металл, услуги инфраструктурных монополий, а также повышение цен поставщиков комплектующих. Необходимо констатировать, что в настоящее время система и алгоритмы управления ценами кооперации пока ещё окончательно не сформированы;

— вынуждение предприятий заключать контракты с МО РФ практически с нулевым уровнем рентабельности. Снижение уровня рентабельности приводит к снижению прибыли, которая является основным источником финансирования предприятий ОПК по развитию производства и структуры. Высокий уровень рентабельности обеспечивает расширенное воспроизводство продукции военного назначения, военной техники и вооружения, переоснащения заводов, закупку лицензий и т.д.;

— недостоверная оценка головными исполнителями своих потенциальных возможностей при подаче документов на конкурс для получения контракта. Головной исполнитель побеждает в конкурсе по заявленной цене, а позже заявляет, что организации кооперации завысили цены, и поставка ВВСТ по установленной в государственном контракте цене, заявленной на конкурсе, невозможна. При этом, как показывает практика, военно-промышленный комитет при Правительстве Российской Федерации, Минобороны России, Рособоронзаказ и ФАС не имеют влияния на такие предприятия;

— отсутствие механизма регулирования и производства высокотехнологической продукции военного назначения, способного заинтересовывать предприятия не только в её создании, но и в создании образцов ВВТ, не имеющих аналогов за рубежом, а также стимулировать снижение затрат на их освоение;

— зависимость стоимости ресурсов от курсов иностранных валют;

— другие проблемы, например, регулярное нарушение сроков выполнения работ; недостаточное информирование о ходе исполнения государственных контрактов; несовершенство механизмов проектного управления исполнением государственных контрактов, отсутствие системы многоуровневого мониторинга, а также системы управления рисками.

Наличие указанных проблем в итоге приводит к невыполнению предприятиями оборонной промышленности своих обязательств по государственным контрактам.
Таким образом, очевидно, что даже в мирное время организация выполнения контрактов для нужд МО РФ находится в стадии формирования, а на фоне существующих объективных и субъективных факторов – вызывает проблемы по своевременному и качественному выполнению заключённых контрактов.

Некоторые направления по улучшению организации выполнения контрактов

Для улучшения организации выполнения контрактов в нашей стране в мирное время необходимо:

— проводить открытые (прозрачные) тендеры по закупке продукции, товаров, используемых в МО РФ (исключить лоббирование госзаказов, ввести обязательную проверку предприятий на способность выполнить контракты, исключить фирмы однодневки и т.д.);

— закупать по возможности наибольший объём продукции и товаров и гарантировать систему оплаты со стороны государства;

— создать группы по экономическому контролю за заключением контрактов, концессионных соглашений и за расходованием денежных средств;

— проводить мониторинг маркетинговых предложений предприятий по цене и качеству их продукции (анализировать и учитывать отзывы других заказчиков предприятий);

— повысить персональную ответственность должностных лиц, заключающих контракты, за срывы сроков поставки продукции и своевременность оплаты за выполненные поставки.

Особенности военного времени

Война, как известно, является форс-мажорным обстоятельством непреодолимой силы и, согласно положению любого контракта, все государственные контракты мирного времени на поставку продукции с началом военных действий автоматически прекращают своё действие.

Война, как известно, выдвигает дополнительные и более жёсткие требования к предприятиям страны и производимой ими продукции (предоставлению услуг) военного назначения. Во-первых, к качественным показателям, определяемым тактико-техническим заданием (ТТЗ). Во-вторых, к количеству, соответствующему реальным потребностям армии. В-третьих, к срокам выпуска и поставки готовой продукции (товаров) заказчику. В-четвёртых, к стоимости производимой продукции.

Очевидно, что поставляемая в действующую армию по заказам продукция должна полностью соответствовать ТТЗ, её количество должно в полной мере удовлетворять нужды и запросы армии, время производства и поставки должны быть снижены до минимально возможных сроков, а стоимость продукции при этом должна находиться в пределах выделенных лимитов.

Успешное выполнение оборонных заказов, очевидно, может быть достигнуто при выполнение четырёх взаимосвязанных условий, а именно: наличия соответствующей производственной базы, квалифицированного кадрового потенциала, требуемых ресурсов и достаточного финансирования. Обеспечение своевременного и качественного выполнения государственных оборонных заказов в военное время является приоритетной задачей, стоящей перед оборонно-промышленным комплексом. Но, к сожалению, не все предприятия страны будут способны выполнить дополнительные более жёсткие требования государственного оборонного заказа к продукции. В то же время проблемы с выполнением государственных заказов, имеющиеся в условиях мирного времени, в период войны будут только усугубляться, в том числе и по причине более жёстких требований к предприятиям.

Функционирование предприятий в условиях военного времени

Опыт функционирования предприятий в условиях военного времени, приобретённый в годы Первой и Второй мировых войн на территориях воюющих государств, показывает, что:

— с началом военных действий, как правило, наступает кадровый «голод» предприятий, выпускающих военную продукцию, который со временем только обостряется, поскольку в действующую армию мобилизуются лица призывного возраста, то есть наиболее трудоспособные и профессионально подготовленные кадры;

— стоимость продукции, включая и военную, в военное время постоянно повышается за счёт ускорения инфляции и значительного роста цен на энергоносители, металл, услуги сторонних организаций, а также увеличения цен на комплектующие;

Сейчас читают:  Русские фрегаты заперли 6-й флот США

— в условиях военного времени практически все предприятия работают себе в убыток, поэтому ни о какой рентабельности не может идти речи, а отсутствие рентабельности, как известно, снижает производство продукции военного назначения, военной техники и вооружения, переоснащение заводов и т.д.;

— финансовых средств предприятий на выполнение государственного оборонного заказа в полном объёме в военное время недостаточно для производства военной продукции;

— нормальной деятельности предприятий оборонного значения активно противодействует противник, например, путём бомбёжек, организации диверсионной деятельности и т.д.;

— не все предприятий ВПК смогут функционировать в период военного времени, поскольку часть из них может быть уничтожена вместе с людьми или выведена из строя посредством воздействия оружия противника или диверсий, а часть – может остаться на территориях, захваченных врагом и т.п.

Из вышеизложенного становится очевидным, что на функционирование предприятий в условиях военного времени оказывает влияние целый ряд неблагоприятных факторов, которые самым непосредственным образом воздействуют на качественно-количественные показатели производимой продукции и на сроки выполнения государственных оборонных заказов. В отдельных случаях действие неблагоприятных факторов может явиться причиной срыва работы предприятия, что, безусловно, недопустимо во время войны.

Следует отметить, что одним из значимых факторов функционирования предприятия является и место его расположения. Достаточно вспомнить о работе предприятий на территории Соединённых Штатов Америки и на территории Советского Союза в годы Второй мировой войны.

Уроки истории

Исторический опыт выполнения военных заказов, например, для нужд русской императорской армии в период Первой мировой войны показал следующее:

1. После мобилизации промышленности царской России производство военной продукции в стране расширилось, однако из-за недостаточных производственных мощностей отечественная промышленность была не в состоянии в полной мере удовлетворить нужды фронта, поэтому царское правительство было вынуждено размещать военные заказы на предприятиях союзников (в странах Антанты) и оплачивать поставляемую продукцию золотом. Результат был плачевным: союзники всячески затягивали выполнение военных контрактов, необоснованно завышали цены и поставляли устаревшие образцы вооружения.

2. Стоимость продукции военного назначения в царской России и в странах Антанты в годы Первой мировой войны выросла в разы, что, в конечном итоге, подорвало российскую экономику и привело Российскую империю к краху, а её союзников к обогащению.

Замена контрактов на заказы мобилизационной экономики

После Первой мировой и Гражданской войн Россия усвоила ряд уроков, а именно необходимость:

а) мобилизации экономики страны при объявлении в стране военного положения и на время боевых действий;

б) разработки и введения положения о производстве товаров военного назначения;

в) обеспечение действующей армии различными видами требуемой для её боевой деятельности продукции.

Именно мобилизация экономики СССР или её перевод на «военные рельсы» в 1941–1942 годах позволил нашей стране одержать Победу над нацистской Германией и её сателлитами в самой кровопролитной войне ХХ века.

Для экономической мобилизации существующей российской промышленности с началом военных действий целесообразно выполнить следующие организационные мероприятия:

1. Руководствуясь положениями действующих нормативных актов Российской Федерации (Гражданского кодекса РФ; Федерального конституционного закона «О военном положении» (с изменениями на 1 июля 2017 года); ст.7,ст. 14 Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (в редакции от 22.02.2017 года); Федерального закона «Об обороне» (с изменениями на 29.12.2017 года); «Плана обороны Российской Федерации» (ПО РФ) на 2016–2020 годы, введённого в действие Указом Президента РФ от 18 ноября 2015 года), изъять все необходимые для нужд обороны промышленные предприятия.

2. Полностью отказаться от контрактов для обеспечения действующей армии и, соответственно, от конкурсов по заключению контрактов МО РФ с производителями и поставщиками.

3. Перевести все отрасли промышленности страны на производство военной продукции.

4. Ввести в стране жёсткое регулирование учёта и распределения всех имеющихся ресурсов и промышленной продукции.

5. Перераспределить производственные мощности оборотных фондов и рабочей силы.

6. Капитальные вложения направить на наиболее важные производства.

7. Перестроить систему хозяйствования страны.

8. Ввести внешнюю проверку военной продукции перед её поставкой в действующую армию.

9. Установить нормированные постоянные государственные цены на производимую военную продукцию предприятий, зафиксировать инфляцию и цены на энергоносители, металл, услуги инфраструктурных монополий, а также цены поставщиков комплектующих. Отказаться от привязки ресурсов и продукции к любой иностранной валюте.

10. Освободить от мобилизации квалифицированных работников оборонных предприятий.

11. Подчинить все промышленные предприятия единому государственному органу (например, Государственному Комитету Обороны) после его создания.

12. Отказаться от предоставления услуг сторонними организациями в действующей армии.

Как показал опыт Великой Отечественной войны, выполнение вышепредставленных мероприятий позволяет создать единое военно-экономическое руководство предприятиями страны, работающими на оборону и в интересах вооружённых сил, и способствует эффективному функционированию экономики страны в целом в условиях военного времени и повышению объёмов военного производства.

Контракты в военное время всё-таки были

В истории Великой Отечественной войны известны случаи заключения контрактов, но только на территориях освобождённых государств с местными органами власти и производителями в 1944–1945 годах. Контракты заключались для всестороннего обеспечения личного состава Красной армии и наиболее полного удовлетворения нужд действующей армии, в частности, вещевым, продовольственным и топливным видами обеспечения, но только при нахождении вооружённых сил за пределами нашей страны.

Необходимость заключения контрактов с иностранными поставщиками на обеспечение советских военнослужащих была продиктована следующими причинами:

— политической: для расположения местного населения к нашей стране и её вооружённым силам;

— экономической: для возрождения экономики освобождённых стран, разрушенной оккупантами;

— идеологической: для подъёма авторитета советских вооружённых сил и нашей страны;

— транспортной: значительным «плечом» подвоза товаров, а, значит, большими финансовыми затратами на доставку продукции из восточных регионов СССР в действующую армию, воевавшую за пределами страны.

Так, с лета 1944 года для обеспечения войск (сил), ведущих боевые действия за границами СССР, контракты заключались с местными органами власти освобождённых районов Польши (на ремонт и пошив обмундирования и обуви), Румынии (на обеспечение армии нефтепродуктами и фуражом), Венгрии и Болгарии (на поставку сельскохозяйственной продукции и фуража) и т.п. При этом расчёты за выполнение контрактов с местными производителями производились по ценам, установленным местной властью и в местной валюте. Всего из бюджета СССР на оплату выполненных контрактов было выделено 25 видов иностранной валюты, которая использовалась в качестве платёжного средства.

Необходимо отметить, что заключение контрактов с иностранными поставщиками освобождаемых стран было больше дружественным шагом, нежели объективной необходимостью, поскольку на заключительном этапе Великой Отечественной войны мобилизационная экономика СССР была способна не только самостоятельно и в полном объёме обеспечивать Красную армию, как на территории своей страны, так и за её пределами, но и могла доставить в действующую армию все материальные средства.

Выводы

Очевидно, что с началом войны, все контракты мирного времени автоматически расторгаются по причине их аннулирования по форс-мажорным обстоятельствам.
Именно поэтому на период военных действий контракты на обеспечение действующей армии всем необходимым заменяются выполнением военных заказов мобилизационной экономики страны. Для перевода страны на «военные рельсы» необходимо:

— полностью отказаться от рыночной экономики мирного времени и перейти к централизованной мобилизационной экономике;
— изъять все промышленные предприятия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в собственность государства;
— создать единый орган управления военной экономикой страны;
— взять под строгий учёт, контроль и распределение все ресурсы страны.

При этом в период ведения боевых действий за пределами страны на освобождённых заграничных территориях, по необходимости контракты могут заключаться с местными властями и производителями для обеспечения действующей армии отдельными видами довольствия.

Использованная литература:

1. Федеральный закон от 05.04. 2013 года (в редакции 2019 года) 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
2. Гражданский кодекс Российской Федерации, гл. 27.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации, ст. 72.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации, п. 3, ст. 72.
5. Хотенко Я. А. Финансовая служба Советской Армии в годы Великой Отечественной войны. – М.: Воениздат, 1972. 310 с., С. 185–190, 245–250.

Автор:к.т.н. Евгений Дубровин, к.т.н. Игорь Дубровин, к.в.н. О. Сабуров
Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Яндекс.Метрика contador usuarios online