Дорогое превосходство F-35: США рискуют остаться без боевой авиации

Дорогое превосходство F-35: США рискуют остаться без боевой авиации

К достаточно печальным выводам пришло американское издание «Military Watch», проанализировав недавно опубликованный правительственный отчёт о состоянии ВВС США. Из этого документа следует, что истребительная авиация вооруженных сил страны практически небоеспособна из-за износа или недостаточного техобслуживания. Истребитель пятого поколения F-35 Lightning II («Молния»), который позиционируется американцами как лучшая боевая машина в мире, довольно сложен в эксплуатации и требует тщательного и частого обслуживания, которое является не дешевым удовольствием.

В десятку американских истребителей попали и те, которые уже не только не выпускаются, но и не эксплуатируются, как, например, сверхзвуковой двухместный истребитель с изменяемой геометрией крыла F-14 Tomcat, который был официально выведен из состава ВС США в сентябре 2006 года (поступал на вооружение с 1974 года). Попал в Тор-10 и самолёт А-10 Thunderbolt («Удар молнии»), известный ещё как «Бородавочник», который является штурмовиком. Эта воздушная машина была разработана ещё в начале 1970-х годов, однако при наличии множества модификаций и в случае замены крыла срок службы А-10 может быть продлён до 2028 года.

В список действующих «старичков» попал и многоцелевой истребитель F-16 Fighting Falcon («Сражающийся сокол»), самый массовый американский истребитель, которых с 1976 года было выпущено более 4 500 единиц. F-16 экспортировался в 25 стран, в ВВС США «соколов» было поставлено 2231 машин, последние из которых поступили на вооружение в 2005 году. С тех пор этот истребитель производился до 2017 года только на экспорт.

Остаются на вооружении и истребители семейства F-15. В модификации F-15 Eagle («Орёл») C и D это истребитель завоевания господства в воздухе, а F-15 Strike Eagle («Ударный орёл») это истребитель-бомбардировщик. Эти предназначенные для завоевания господства в воздухе самолёты четвёртого поколения, начали поступать на вооружение с 1976 года. Как утверждают создатели и эксплуатанты, F-15 ни разу не был безвозвратно потерян в воздушных боях, сбив при этом около 100 самолётов и вертолётов противника. Предполагается, что в модернизированном виде «орлы» останутся на вооружении ВВС США до 2025 года.

Многоцелевой истребитель пятого поколения F-22 Raptor («Хищник») перестал производиться с 2011 года, всего было выпущено 187 серийных самолётов, из которых 18 потерпели крушения либо потеряны безвозвратно. С 2012 года на эксплуатацию F-22 были наложены существенные ограничения из-за сбоев бортовой системы генерации кислорода, которые так и не удалось устранить. Пилоты жаловались на удушье в кабине, в итоге «хищным птицам» запретили подниматься выше 6,7 тысяч километров и совершать дальние полёты. F-22 является к тому же самым дорогим истребителем в мире — его производство, с учётом НИОКР, составляло 379,5 миллионов долларов. В приличную сумму обходится и эксплуатация этого самолёта, поэтому летают они крайне мало.

В ближайшие 3−5 лет действующие американские истребители планируется выводить из эксплуатации. И хотя тот же F-16, а также штурмовик А-10 (самые массовые самолёты в ВВС США) по данным американского правительственного доклада хотя и находятся в «удовлетворительном состоянии», они будут уступать место истребителю пятого поколения F-35. Как отмечает издание «Military Watch», из-за этого боеготовность ВВС существенно снизится, в том числе из-за колоссальных средств на их обслуживание. Ну и на собственно само производства F-35А, где за одну единицу для ВВС США придётся выложить 83,4 миллиона долларов. F-35 В (с коротким взлётом и вертикальной посадкой) обходится 108,1 млн, а F-35С (палубный истребитель) в 93,3 млн.

Сами американцы свою «Молнию» стараются не критиковать, более того F-35 в Соединенных Штатах всячески расхваливают и позиционируют как основной боевой истребитель. F-35, в разных количествах, стоит также на вооружении ещё семи стран. Всего с начала производства (мелкосерийного) в 2006 году сошли с конвейера 585 единиц воздушных машин, которые помимо американской корпорации Lockheed Martin собираются на итальянском заводе FACO в Новаре. Издание National Interest назвало F-35 «самым передовым в мире многоцелевым истребителем, который при полной боевой нагрузке может превзойти самолёт любой другой страны мира».

Сейчас читают:  Наши «Войны Пентагона». Реалии отечественных военных НИОКР

Тем не менее, репутация этого американского истребителя все еще остается довольно сомнительной. Не лучшим образом повлияла на имидж самолета крушение F-35А 9 апреля 2019 года, когда истребитель ВВС Японии перестал выходить на связь и упал в океан. Ранее, в сентябре 2018 года, потерпел крушение F-35 В из состава 501-й учебной эскадрильи корпуса морской пехоты США в Южной Каролине. Пилот успел катапультироваться. Сопутствовала эксплуатации F-35 и череда аварий, в том числе с возгоранием двигателя. Неподтвержденным остался случай с поражением и повреждением F-35 ВВС Израиля в небе Сирии в конце 2017 года, который приписывают воздействию ракеты комплекса С-200 российского производства. Израильская сторона утверждает, что это было столкновение с птицей.

У F-35 уже при активной эксплуатации было выявлено 966 критических недостатков. 111 дефектов относятся к первой категории сложности (могут привести к гибели, тяжелой травме, профессиональным заболеваниям, а 855 — ко второй (неисправность отдельных элементов конструкции и бортовых систем). При этом чиновники Пентагона исправляли отчетность, занижая количество недостатков первой и второй категории нисколько не заботясь об улучшении окончательного инженерного проектирования.

Одним из критических недостатков F-35 является, например, и неисправность аварийной системы. При катапультировании пилота комплекс радиолокационного опознания не отправляет автоматический сигнал на радар наземного контроля и диспетчеры не получают информацию о происшествии. Еще один серьезный дефект обнаружился в системе управления вооружением — пилоты не могут подтвердить координаты наземной цели, что уменьшает эффективность и точность бомбометания. Эксперты полагают, что каждый отдельно взятый недостаток не препятствует эксплуатации самолета, однако в совокупности дефекты могут повлиять на безопасность полетов и «значительно увеличивают вероятность того, что воздушное судно не сможет выполнить требуемую миссию».

Не высказывают особых восторгов по навязываемой им военно-воздушной технике производства США и в ряде стран НАТО. Как, например, Германия, которая отказалась от закупок F-35 и вызвала этим на себя поток резкой критики как со стороны Пентагона, так и производителей, компании Lockheed Martin. Ее вице-президент Джонатан Хойл высказался в том духе, что Берлин сделает «шаг назад», который помешает ей быть на одном уровне с ее партнерами по НАТО. При этом признал, что у Германии самый большой оборонный бюджет в альянсе, но отказавшись от истребителей пятого поколения, она уже не будет соответствовать другим странам, работающим с этими самолетами. Откреститься от американского истребителя F-35 пытаются также Великобритания и Италия, не смотря на то, что у этих стран есть уже некоторое количество подобных самолетов (15 и 10 соответственно), а в планах закупок Лондона значилось приобретение 138 таких воздушных машин, а Рим был готов закупить 120 F-35 разных модификаций. Вероятно, что их программы перевооружений будут свернуты.

Сами же США сейчас просто вынуждены вкладываться в производство F-35, так другие авиационные проекты были заморожены именно в угоду «Молнии». И чем заменить доживающие свой век истребители F-15 и F-16, штурмовик А-10 и другие воздушные машины, в Пентагоне не знают. Даже если поверить американцам на слово и признать F-35 «самым передовым в мире многоцелевым истребителем», он не настолько универсален, чтобы в одном виде заменить и истребители завоевания воздушного пространства (он уступает в манёвренности российскому Су-57), и истребители-бомбардировщики, и штурмовики. Плюс, как отмечают в самих США, это крайне дорогой в обслуживании самолёт, который разорит бюджет Пентагона.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.