Дедушка «Арматы»: танк «Изделие 186» и его двигатель 2В-16 в 1200 л.с.

Работы по танку «Изделие 186» проводились в УКБТМ и УВЗ с 1983 по 1987 год включительно в рамках ОКР «Совершенствование-72А» (2 этап) параллельно созданию танков «Изделие 184» и «Изделие 185». В опытных образцах усовершенствованного танка Т-72А был реализован целый ряд новых технических решений, в том числе комплекс мероприятий по совершенствованию защиты, СУО, комплекса вооружения, живучести изделия и подвижности.

На нем впервые в истории танкостроения в Тагиле была установлена сварная башня и более мощная 125‑мм гладкоствольная пушка 2А66 (Д-91Т). Кроме того, была также размещена оригинальная моторно-трансмиссионная установка (МТУ), включавшая в себя шестнадцатицилиндровый Х‑образный дизельный двигатель 2В16-1 мощностью 1000 л. с., затем 2В16-2 мощностью 1100-1200 л.с., новую механическую трансмиссию с двумя бортовыми коробками передач. Причем двигатель, в отличие от серийных тагильских боевых машин послевоенного периода, был установлен не поперек, а вдоль корпуса.

Конструктивные особенности двигателя потребовали установки не одного, как на серийных изделиях, а двух воздухоочистителей с увеличенным количеством циклонов. Возросшая по сравнению с В‑84 теплоотдача нового двигателя привела к необходимости установки значительно большего по площади пакета радиаторов. Кроме того, количество вентиляторов системы охлаждения пришлось увеличить с одного до двух.

С целью снижения заметности изделия в ИК-диапазоне выхлопные газы основного двигателя выводились в корму изделия по выпускным патрубкам на надгусеничных полках. В дальнейшем аналогичным образом этот вопрос решался на танках «Изделие 187» и «Изделие 195». Претерпела изменения и ходовая часть изделия. Несмотря на то что количество опорных катков на борт осталось неизменным (шесть), установка узлов подвески изменилась. Вместе с тем значительное увеличение массо-габаритных показателей моторно-трансмиссионной установки и длины корпуса не могли не сказаться на нагрузке на ходовую часть.

Всего было изготовлено 2 опытных образца, отличающихся двигателями и конструкцией башни. Первый вариант башни внешне очень сильно напоминает башню китайского опытного танка Type 98 (ZTZ-98) (заводское обозначение WZ-123). Второй – можно видеть на выше приведенных фото. Динамической защитой машины не оснащались.

Сборка первого образца началась во второй половине 1983 года. Приказ гендиректора «Уралвагонзавода» о изготовлении опытного корпуса чертежа « В 186.01.001СБ » за № 45 датирован 29.09.1983 года.

Испытания первого экспериментального образца «изделие 186» проводились в несколько этапов. Первый был проведен в течение декабря 1985 — января 1986 годов, второй — с 4 июня 1986 по 20 февраля 1987 годов и третий с 5 марта по 1 июня 1987 годов. Ходовые испытания изделия на втором этапе показали, что динамические качества изделия 186, определенные на зимней ухабистой дороге, примерно на 15 % были выше, чем у танка Т‑72Б. В то же время топливно-экономические показатели, определенные в зимних условиях при различных режимах движения, ухудшились по сравнению с Т‑72Б.

По итогам испытаний наиболее существенные замечания и дефекты были выявлены по новой МТУ и ходовой части. «Изделие 186» по своей сути было экспериментальной машиной, на которой отрабатывалось большое количество различных нововведений, и далеко не все из них в ходе проведенных испытаний оправдали возлагавшиеся на них надежды. Тем не менее выполненная работа позволила накопить значительный технический потенциал, который был спустя некоторое время реализован в рамках ОКР «Совершенствование‑88» на более перспективной машине, получившей в опытной разработке индекс «Изделие 187». На вооружение Советской Армии танк «изделие 186» не принимался и серийно не изготавливался.

Фото из архива Алексея Хлопотова

источник

Добавить комментарий