Бесславный конец «Чёрной вдовы». Почему проиграл YF-23

Битва титанов

Эта завораживающая своей эстетикой машина впервые поднялась в небо 27 августа 1990-го года (теперь уже далекого). Отчасти правы те, кто любит использовать метафору про быстрый ход времени. Казалось, еще вчера Black Widow II красовалась в журналах в качестве перспективного авиационного комплекса. Сейчас все знакомые с авиацией прекрасно знают, что судьба проекта оказалась незавидной, а если быть предельно откровенным, то проект закрыли по причине его проигрыша в конкурсе ATF (Advanced Tactical Fighter) в апреле 1991 года. Победитель тоже всем хорошо известен. Это YF-22, позже «переродившийся» в F-22 Raptor — первый серийный истребитель пятого поколения.

Бесславный конец «Чёрной вдовы». Почему проиграл YF-23

Несмотря на то, что самолет YF-23 так никогда и не увидел серию, он прошел долгий эволюционный путь. За спиной у машины 50 испытательных полетов общей продолжительностью 65,2 часа. Это, конечно, не астрономическое количество. Для сравнения: прототипы Су-57 еще к октябрю 2013 года совершили более 450 полетов. А столь нелюбимый многими F-35 за двенадцать лет летных испытаний выполнил 9,2 тысячи полетов! Впрочем, сравнивать напрямую их неразумно не только потому, что «Черная вдова» так навсегда и осталась прототипом. Можно условно выразиться, что YF-23 стал вообще первым истребителем пятого поколения в истории. Ведь предок «Раптора», YF-22, увидел небо через месяц после перового полета Black Widow II. Примечательно и то, что еще до первого полета конкурента YF-23 выполнил полет на сверхзвуковой скорости без использования форсажа, достигнув скорости 1700 км/ч.

После поражения в конкурсе два построенных самолета YF-23 передали исследовательскому центру NASA на авиабазе Эдвардс (штат Калифорния). Обе машины находились на хранении до 1996 года, после чего их передали в музеи. Сейчас один YF-23 можно видеть в Национальном музее ВВС США в Дейтоне. Второй прототип в 2004 году передали в аренду Western Museum of Flight.

Бесславный конец «Чёрной вдовы». Почему проиграл YF-23

Причины поражения

Среди авиалюбителей до сих пор бушуют жаркие дискуссии вокруг целесообразности отказа от «Черной вдовы» в пользу Lockheed YF-22. Парадоксально, но они гораздо чаще встречаются, чем баталии вокруг конкурса JSF (Joint Strike Fighter), который, согласно логике, более «знаковый» во всех смыслах. Мы уже не говорим о том, что F-35 критиковали, критикуют и будут критиковать, несмотря на его уверенную победу. В чем же причина? Она по-своему тривиальна. Black Widow II можно назвать одним из самых эффектных самолетов в истории: он куда «симпатичнее» странного (если не сказать уродливого) X-32, о коем, насколько можно судить, мало кто сожалеет, кроме разработавших его инженеров «Боинга».

Куда интересней техническая сторона. И здесь, конечно, ответы будут не столь просты и очевидны. Разберем по порядку.

Концепция. YF-23 получил интегральную аэродинамическую схему, ромбовидное среднерасположенное крыло со срезанными законцовками и V-образное оперение. F-22 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным трапециевидным в плане крылом и хвостовым оперением, включающим широко разнесенные, наклоненные наружу кили с рулями направления и цельноповоротные стабилизаторы. И хотя оба самолета, разрабатываемые вокруг технологии малозаметности, сильно отличались от своих предшественников четвертого поколения, YF-22 выглядел существенно более консервативно, в сравнении с по-настоящему революционной «Черной вдовой». Американским военным не свойственен британский консерватизм, как и постсоветское стремление «сэкономить» на военных разработках. Однако лишний риск тоже никто не любит. Особенно когда есть гораздо более простой и понятный вариант.

Бесславный конец «Чёрной вдовы». Почему проиграл YF-23

Летно-технические характеристики. Здесь нужно сделать небольшую экскурсию в историю. Как мы знаем, знаменитый F-4 Phantom II, при всех своих достоинствах, мог запросто проиграть ближний бой более старым советским МиГами. Хотя на постсоветском пространстве «неповоротливость» F-4 сильно преувеличивают, ВВС США прекрасно понимали, чем может обернуться отсутствие у YF-23 двигателя с управляемым вектором тяги. Удлиненный фюзеляж Black Widow II, из-за которого самолет любят сравнивать с SR-71, тоже не смотрится в этом смысле выигрышно, особенно в сравнении с «крепко сбитым» YF-22. Даже быстрый взгляд на последний выдает в нем прирожденного воздушного бойца, который отлично подойдет в том числе для ближнего воздушного боя.

Малозаметность. Поскольку применение технологии стелс лежит в основе концепции истребителей пятого поколения, и Northrop, и Lockheed очень внимательно подошли к показателям малозаметности. В сети можно встретить популярное суждение, будто YF-23 «менее заметен», чем «Раптор». Действительно, вышеупомянутые двигатели на «Черной вдове» — огромный плюс в плане снижения ИК-заметности. Однако в случае с радиолокационной заметностью (что намного важней) Black Widow II видится аутсайдером. Несмотря на характерную конструкцию воздухозаборника, в случае с YF-23 можно невооруженным взглядом видеть лопатки компресса двигателя, что явно не повышает малозаметность. Кроме того, прототипы получили переплетные фонари: в общем, все то, за что сейчас критикуют российский Су-57. Конечно, делать глубокие выводы на основе двух прототипов было бы наивно: в процессе разработки «невидимость» могла как повыситься, так и снизиться. Между тем, комплекс мер по уменьшению радиолокационной заметности на YF-22 более «ощутим». Остается добавить, что доподлинно показатели малозаметности «Раптора» мы, наверное, никогда не узнаем, поэтому окончательную точку здесь ставить рано.

Компания-разработчик. Это, конечно, близко к чистой воды фантазии, однако вопрос компании-разработчика тоже важен. Возможно, именно он и решил окончательно судьбу «Черной вдовы». Эксперты и простые любители авиации часто делают акцент на гигантском опыте, накопленном Northrop в процессе разработки малозаметного стратегического бомбардировщика B-2. Это верно. Но для начала стоит сказать, что у конкурентов из Lockheed к моменту постройки YF-22 на счету уже тоже был созданный стелс. Родоначальник «невидимок» — F-117 Nighthawk. Куда важнее другое: многие специалисты Northrop к моменту поражения в конкурсе были целиком и полностью поглощены вопросами, связанными с B-2 — сложнейшим военным комплексом своего времени и самым дорогим боевым самолетом в мире. Логично предположить, что присуждение победы YF-23 могло сулить проблемы уже непосредственно военным США, у которых приоритетные авиационные проекты оказывались бы в ведении Northrop. Это было не просто неудобно, а банально опасно, так как могло подорвать обороноспособность страны.

Бесславный конец «Чёрной вдовы». Почему проиграл YF-23

В целом победа YF-22 над YF-23 видится совершенно логичной. Как, впрочем, и победа X-35 над X-32 — довольно неоднозначным, хотя и, вне всякого сомнения, революционным самолетом своего времени. Детально этот вопрос мы рассмотрим в одной из наших следующих статей.

Автор: Илья Легат

Источник →

Армия и Флот✔(Админ)

Добавить комментарий

Next Post

ОРУЖИЕ РОССИИ

Ср Июн 5 , 2019
Оружие — это то, что всегда хорошо получалось делать в России. И совсем не потому, что мы так любим воевать, просто на оборону никогда не жалели ни денег, ни других ресурсов. Хорошо это или плохо мы судить не будем, просто примем как факт, что на сегодняшний день в России уже […]

Мета