Анатомия пропаганды: как украинские спецслужбы воюют с ЛДНР в соцсетях

Анатомия пропаганды: как украинские спецслужбы воюют с ЛДНР в соцсетях

Сетевое минное поле

Ежегодно Украина тратит солидные средства на пропаганду – переписывание статей в Википедии, финансирование интернет-площадок, живописующих ужасы «оккупации» на Донбассе и в Крыму. И, конечно, на войну в социальных сетях.

На сегодняшний день порядка 90% групп, функционирующих в донецко-луганском сегменте социальных сетей, либо изначально принадлежат украинским спецслужбам, либо регулярно размещают платные посты. Где украинские авторы рассказывают о тяготах и несправедливостях службы в Народной Милиции (в которую якобы отправляют даже подростков). О бесправности голодающего населения. О российских паспортах, которые раздают насильно, и т.д.

Практически все раскрученные сетевые «франшизы» (такие как «чёрный список», «инцидент», «подслушано», «типичный» и т.п.) обслуживают интересы украинцев. Так что порой возникают забавные казусы, когда в паблике для молодых мам между объявлениями о продаже детских вещей и рекламой гомеопатии внезапно выскакивают посты о шахтёрских зарплатах или «злодеяниях» командиров НМ ЛДНР.

Также в сетях действуют тысячи украинских ботов и комментаторов, которые не только обслуживают принадлежащие Украине группы, но и регулярно наводняют пропагандой лояльные ЛДНР и нейтральные ресурсы, превращая любую дискуссию в свалку.

Ещё сетевая армия Киева активно занимается сбором информации в социальных сетях – невинные, казалось бы, вопросы о механизмах функционирования различных служб помогают украинской разведке собирать данные. Которые потом, в частности, используются для повышения уровня достоверности очередных «вбросов».

К счастью, на Украине традиционно «пилят» бюджеты. В связи с чем, в сетевое воинство привлекаются самые дешёвые и наименее компетентные исполнители – студенты, старшеклассники и т.д. В итоге посты, которые они пишут, постоянно грешат фактологическими ошибками и обычным невежеством. Когда авторы явно не в курсе обычных жизненных реалий, а на любые возражения моментально следует поток матерной брани.

Опознать врага

«Сетевых бойцов проще всего узнать по безапелляционности и категоричности суждений, эмоциональности, попыткам манипулировать чувствами или фактами. С фактологией у ботов вообще плохо – чаще всего темой разговора они владеют весьма посредственно. В связи с чем, спотыкаются на деталях и подробностях. А попав в затруднительное положение, моментально перескакивают на предмет, абсолютно не связанный с предыдущим разговором.

В последнее время (очевидно, в связи со снижением бюджетов) ботоферма стремительно молодеет и, соответственно, тупеет. Поэтому визитной карточкой ботов становится агрессивный стиль ведения диалога, оскорбления, жуткая безграмотность и тотальное непонимание реалий окружающей действительности.

То есть эти «бойцы» банально не знают, как и для чего собирают налоги, что такое земельный или водный кодекс, как работает судебная система и т.д.»,
− утверждают авторы донецкой группы «Гонзо Донбасс», занимающейся отслеживанием украинской пропаганды и фейков.

Ресурс также рекомендует обращать внимание на дату создания аккаунта: если он создан без году неделя – это, скорее всего, бот. Если он открыт давно, но уже третий-четвёртый пост полугодичной давности или ещё более давний – практически наверняка это украинский бот.

«На аватар боты ставят либо картинки, либо краденые фотографии. 100% гарантии нет, но проверить фото часто можно в сервисе «Яндекс» или на сайтах типа search4face.

У ботов редко бывают личные фотографии. В лучшем случае несколько. Как правило – картинки, мэмы, демотиваторы.

Сейчас читают:  Нужна ли России еще одна военная база в Армении?

Практически никогда не бывает у ботов на странице собственноручно написанных постов (кроме тех случаев, когда речь идёт о ботах-писателях, которые «бомбят» группы различными выдуманными историями более 1−2 абзацев).

Весь контент позаимствован из разных источников и не аутентичен.

Также 90% закрытых профилей являются ботами-комментаторами»,
− информирует ресурс.

Ответные меры

В Донецке и Луганске осознают проблему и пытаются по мере сил противодействовать украинской пропаганде. Однако пока что выходит не слишком хорошо – бюджеты не те, критически не хватает специалистов. Да и в целом, опыта соответствующего нет.

Впрочем, если почитать республиканские СМИ и группы в социальных сетях, можно легко убедиться, что публикуемые материалы практически идентичны украинским. Не только по уровню неадекватности. Но даже по сюжетам – обе стороны конфликта почти синхронно рассказывают байки о повальном туберкулёзе в рядах военнослужащих, о пьянстве и торговле оружием, провокациях и «готовящемся наступлении».

Не зря жили 23 года в одной стране – методы очень похожи.

Помимо масштабов и консультаций американских специалистов, Киеву на руку также заведомо проигрышная информационная политика официальных кругов ЛДНР, старающихся игнорировать или замалчивать любые новости с негативной окраской.

В итоге, гробовое молчание или необоснованный оптимизм официальных источников изрядно добавляют достоверности украинским сетевым воякам – часто им даже ничего не нужно выдумывать. Достаточно просто озвучить реально существующую проблему, о которой вы никогда не услышите в республиканских СМИ.

Добровольные помощники

Эта детская игра в прятки и нежелание говорить на серьёзные темы, помноженные на непрофессионализм и глупость локальных чиновников и журналистов, на сегодняшний день влияют на общественное сознание куда серьёзнее, чем орда полуграмотных украинских комментаторов на зарплате.

Причём информационные поводы в ЛДНР создают исправно – эпатажных выходок и просто нелепостей более чем достаточно. В принципе, это понятно и даже почти простительно – республики молодые, многим управленцам и «специалистам» ещё только предстоит набраться опыта. Вот только учиться на своих ошибках в Донецке и Луганске, к сожалению, не спешат.

Кто мешал если не уволить, то хотя бы заставить публично покаяться мэра Дебальцево, который подарил заведующей местным детсадом кухонный венчик за 100 рублей? Причём подробные фото этого триумфального события были размещены на его странице в социальных сетях.

Кто мешает уволить или публично «выпороть» журналистов «Юнион», которые сняли видеосюжет о шахтёрской семье, радостно поглощающей бутерброды с красной икрой? В то время как в ЛДНР шахтёры только-только начали получать гроши, заработанные ещё в сентябре.

Что не даёт правительству разогнать пресловутый «DNR-live», предупреждающий жителей ДНР о вредоносной группе, в которой не было свежих постов с 3 января 2020? Не говоря уже о продуктивности коллектива этого дивного СМИ в целом, в муках ежедневно рождающего десяток перепечаток с чужих сайтов.

Понятно, что вообще не «косячить» республиканские власти и СМИ не могут. Бывают ляпы и ошибки даже у правительств и рупоров сверхдержав.

Однако пока в Донецке и Луганске не научатся признавать свои ошибки, исправлять их и наказывать виновных – успехов в информационной войне не видать.

Автор:Егор Махов
Использованы фотографии:vbloknot.com
Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.