Американцы грозятся порвать С-500 бомбардировщиком В-21

Российские зенитно-ракетные системы С-300 и С-400 не способны уничтожать самолеты, созданные с использованием современных стелс-технологий. Об этом американскому изданию Warrior Maven поведал генерал-лейтенант ВВС США Дэвид Депутл, декан Института аэрокосмических исследований имени Митчелла.

Да, соглашается генерал со скептиками в США, утверждающими, что российские ЗРК совершили громадный прорыв, сейчас обнаружение «самолетов-невидимок» радарами наземных комплексов — это не столь и серьезная проблема. Эти радары имеют большую апертуру и могут видеть такие самолеты на большом расстоянии.

Однако обнаружить — это еще не значить сбить такой самолет. После обнаружения информация о местоположении самолета, его скорости и другие данные передаются на следующий уровень противовоздушной обороны. То есть самолетам-перехватчикам или же зенитным ракетам. Именно они и должны наносить удары по обнаруженным целям.

Однако эта задача существенно усложняется за счет того, что на следующем уровне — у истребителей-перехватчиков и зенитных ракет — РЛС обладают куда меньшими возможностями (то есть слабым «зрением») по сравнению с наземными. Ведь, во-первых, антенны наземных РЛС, входящих в состав ЗРС, не сильно ограничены размерами. Во-вторых, они запитываются от куда более мощных источников электроэнергии. В-третьих, наземные компьютеры, обеспечивающие математическую обработку снимаемых с антенн сигналов, производительнее.

И вот ракета или самолет с их довольно скромными локационными способностями вряд ли способны сопровождать цель, а затем нанести по ней ракетный удар.

Дэвид Депутл называет «охоту» на стелс-самолет последовательностью «трансферов» информации от наземного радара до взрывателя боевой части зенитной ракеты. При этом он заявляет, что каждый последующий шаг в этой охоте более сложный, чем предыдущий. Генерал прямо так и говорит: «На каждом последующем шаге технология малозаметности уменьшает вероятность успешного перехвата».

Доказывая неуязвимость стелс-самолетов, Депутл говорит, что за всю историю их существования был сбит только один из них — истребитель-бомбардировщик F-117. Произошло это в Югославии в 1999 году. Но при этом надо же учитывать, уничтожил «невидимку» куда менее совершенный комплекс, чем С-300 и С-400, — С-125. Он был принят на вооружение в 1961 году, когда никаких «невидимок» не было еще и в помине.

У американских самолетов, выполненных по стелс-технологиям, пока еще не было столкновения ни с С-300, ни тем более с С-400. Так что их сохранность во время боевых действий объясняется исключительно тем, что они имели дело со значительно более слабыми зенитно-ракетными комплексами, чем те, которыми сейчас располагают войска ПВО России.

Далее речь идет о более совершенных «невидимках» — истребителе F-22, ударном самолете F-35 и бомбардировщике B-2. И вот в этом ряду, несомненно, не стоит называть F-35, поскольку вся его незаметность может проявиться только на парадах и во время предпродажных демонстраций. Дело в том, что во внутренних отсеках он может разместить лишь 4 ракеты, что явно недостаточно для выполнения серьезного боевого задания. Остается цеплять ракеты на 6 внешних подвесках, в связи с чем самолет из «невидимки» превращается в машину с уменьшенной заметностью.

Надо сказать, что рассматривая проблему взаимной борьбы «невидимок» и современных российских ЗРК, а также истребителей-перехватчиков, генерал чрезмерно упрощает ее. Он сводит противостояние к нереальному столкновению «один на один». То есть в небе находится один американский стелс-самолет, его обнаруживает одна наземная РЛС, которая отправляет на перехват один истребитель-перехватчик или одну зенитную ракету. При этом и самолет, и ракета атакуют «невидимку» в ее фронтальной плоскости, «лоб в лоб».

Однако при иных ракурсах подлета, сбоку, сверну, снизу, у «невидимки» уже совсем иная диаграмма отражения радиоволн РЛС. То есть самолет уже становится значительно заметнее. То же самое можно сказать и о работе наземных РЛС. Зона ПВО состоит из нескольких пусковых установок, и радаров обнаружения и сопровождения целей. И тут тоже все изрядно зависит от ракурса наблюдения цели.

Еще большие надежды на неуязвимость американских самолетов Депутл возлагает на создание стелс-тенологий нового, четвертого, поколения. В полной мере они будут применены при проектировании нового бомбардировщика «глобального удара» B-21 Raider. Разработка выполняется в условиях строгой секретности. Но генерал при этом называет основные принципы «беспрецедентной» борьбы за малозаметность — специальное поглощающее радиоволны покрытие, система подавления теплового облучения, минимизация вертикальных элементов в конструкции самолета. Собственно, все это прекрасно известно, и все это уже давно применяется. Ну а B-2 вообще так зализали, что в нем и сейчас почти нет никаких вертикальных элементов.

При этом перспективный бомбардировщик должны оснастить и перспективным оружием сверхдальнего (по американским понятиям) боя. Также утверждается, что оно будет способно прорывать неприятельскую систему ПВО/ПРО любой плотности, будучи «суперневидимым». Это будет крылатая ракета большой дальности воздушного базирования LRSO (Long Range Standoff). Ее разработкой совместно занимаются компании Lockheed Martin и Raytheon. Предполагаемая дальность ракеты — 3000−3500 км (что на 2000−2500 км меньше, чем у российской Х-101). Круговое вероятное отклонение — 3−5 м. Намечается использовать два типа боевых частей — обычную и ядерную.

Еще генерал рассказывает о том, какие информационные сверх-технологии применены при разработке бомбардировщика «Рейдер». Использование новейших компьютерных моделирующих программ позволит главнейшие конструкторские решения принимать без производства и тестирования прототипов.

И на этом самом месте понимаешь, что весь этот разговор был затеян только для того, чтобы пропиарить грандиозную боинговскую разработку бомбардировщика, которая постоянно требует финансовой подпитки. А тема всесилия американских стелс-технологий и бессилия перед ними российских зенитно-ракетных систем использована исключительно для того, чтобы статья выглядела поактуальнее.

В действительности, автор не удосужился как следует познакомиться с особенностями принципа действия российских ЗРС. Дело в том, что система управления наиболее дальнобойных зенитных ракет российских новейших комплексов предполагает до включения головки самонаведения (ГСН) использование радиокоррекции полета ракеты. То есть ракета устремляется к цели, используя целенаведение от наземной РЛС. А эта РЛС прекрасно видит «невидимку» — хоть F-22, хоть перспективный В-21. На дистанции, достаточной для захвата цели радиолокационной ГСН, управление передается ГСН. Так что ни о каком усложнении перехвата при передаче управления от мощных наземных следящих РЛС менее мощным «зрительным органам» ракеты не происходит.

И еще один момент оставлен автором публикации без внимания. Если в США происходит развитие технологий, то и Россия не стоит на месте, ожидая, когда ее догонят инженеры компаний «Боинг» и «Локхид Мартин». И тут надо говорить не о С-500, которая вскоре будет принята на вооружение. Это, скорее, уже не перспективная система, а существующая. К перспективным средствам, для которых наличие стелс-технологий при создании самолетов не имеет никакого значения, относятся РЛС, основанные на радиофотонном методе. Сейчас проводятся их макетные испытания.

источник

Армия и Флот✔(Админ)

Добавить комментарий

Next Post

Названы сроки поставки в войска ЗРК С-350 «Витязь»

Вс Окт 27 , 2019
В Минобороны назвали сроки начала поставок в Воздушно-космические силы (ВКС) России новейшего зенитного ракетного комплекса С-350 «Витязь». По словам командующего войсками противовоздушной и противоракетной обороны – заместителя главнокомандующего ВКС России генерал-лейтенанта Юрия Грехова, новейший зенитный ракетный комплекс С-350 «Витязь» поступит в ВКС в 2019 году, передает ТАСС. «Помимо этого планируется поставка […]

Мета