Бомбить предстояло Грайфсвальд, город-порт на Балтике. Чтобы сокрушить железобетонные портовые сооружения решили использовать бомбы весом в тонну. Применялись эти мощные бомбы редко, в особых случаях.

Перед вылетом прозвучало напутствие начальства: «Там, на земле, будет выложена световая стрела, указывающая на объект. Бомбу надо положить в пятистах метрах от стрелы на северо-запад. И помните, — добавил он, — бомбить с высоты не ниже тысячи метров, иначе попадете в свою же взрывную волну. Ясно?».

Но опытный экипаж и без такого предупреждения прекрасно понимал, что взрывная волна такой мощной бомбы может крылья покорежить или хвост оторвать. Но весенней лунной ночью вблизи цели Ил-4 вдруг столкнулся с облаками на высоте 600 метров. Пришлось «нырнуть» под них. 

Но как же в таком случае тонную бомбу сбрасывать? В нелегкой ситуации оказались летчики: «Переживаем. Неужто везти обратно эту чушку и бросать ее на пассив, где-нибудь в болото?! Обидно до слез».

Решили бомбу все же сбросить на цель. Разогнать машину до максимума, на который она вообще способна, а после сброса бомбы рывком устремиться вверх. Авось и не достанет взрывная волна. 

Вот что из этого получилось: «А вот и стрела! Штурман открывает бомболюки и кидается к прицелу. Я даю полные обороты моторам. Скорость растет, но медленно, в кабине ветер, в лицо летят песчинки! Пора! Краснюков нажимает кнопку, самолет вздрагивает, и я поддергиваю штурвал на себя. Меня вдавливает в кресло. Земля с пожарами и взрывами проваливается в тартарары. Мы в облачной мути, и в этот миг — ослепительный всплеск».

Конечно, уйти от взрывной волны и полностью обезопасить себя не удалось: «Нас жестоко толкает в бок, потом в спину, и я, почувствовав, что повис на ремнях, глянул за борт. И обомлел: там, где по всем правилам должна находиться земля, была… луна! Бездонное небо и — луна! Мы падали на Луну!.. Это было так реально. Меня охватил ужас. Я ждал чего угодно, но только не этого. В этот миг я готов был с радостью грохнуться, разбиться в лепешку, но о свою, родную Землю, а вот падать на Луну?!»

Интересно, как со стороны выглядело то, что в этот момент происходило с Ил-4? Правда, длилось «падение на Луну» недолго: «Это продолжалось несколько секунд, но каких секунд! Потом Луна скользнула под крыло, и мы снова оказались в облаках. Меня вдавило в кресло, и вот уже передо мной в тошнотворном вращении замелькали огни пожаров. Мы падали на Землю, и это было чудо как хорошо! Я вывел машину из пике. Я был счастлив. Задание выполнено, и мы… не упали на Луну!».

На сей раз решение – рискнуть, нарушить приказ и выполнить поставленную задачу не стоило жизней летчиков. Но сколько же раз на войне все заканчивалось трагически, когда некому было рассказать о случившемся. И «полет на Луну» мог иметь совсем другой финал…

Сейчас читают:  История авиации. Как МиГ-31 закрыл советское небо американскому стратегическому разведчику SR-71

Максим Кустов