Новости

Чем ответит Россия на провокации самолётов НАТО у своих границ?

31 января в Интернете было опубликовано видео перехвата российским Су-27 самолёта НАТО F-15, который «приклеился» к российскому правительственному борту Специального лётного отряда (СЛО) «Россия». На кадрах видно, как натовский истребитель «завис» в небе на расстоянии буквально ста метров от российского лайнера. Вдруг в кадре появляется Су-27 ВКС России, сближается с не в меру осмелевшим натовцем и оттесняет его от лайнера изящным, но настойчивым креном влево. Натовский F-15, уклоняясь с аналогичным креном, отходит всё дальше и меняет курс.

Этот инцидент имел место ещё в июне 2017 года, когда натовские истребители хотели сопроводить направляющийся в Калининград российский правительственный борт, у которого между тем был эскорт из Су-27. Несмотря на относительную давность, история вызвала новые споры насчёт того, насколько были правы оба пилота истребителей — каждый со своей стороны.

Между тем авиация НАТО усиливает свою активность у наших границ. По данным ВКС России, только за 2018 год российские истребители поднимались в воздух для перехвата самолётов НАТО свыше трёх тысяч раз. Такие инциденты продолжают происходить как на северо-западе, вблизи Калининградской области, так и на Балтике, а также в акватории Чёрного моря, у берегов Крыма.

Антинатовский ход

Запечатлённый на видео инцидент произошёл в нейтральном воздушном пространстве над Балтикой вблизи самолёта, на котором в июне 2017 года министр обороны России Сергей Шойгу летел в Калининград на выездную коллегию Минобороны. Правительственный борт сопровождало звено Су-27 ВКС России.

Поведение российского лётчика, оттеснившего F-15 от лайнера СЛО «Россия», не комментировали в Минобороны, однако оно вызвало положительные отзывы в соцсетях.

Видео было опубликовано в Twitter-аккаунте пользователя Ivan O’Gilvi. В комментариях к этой записи люди писали:

«Классное видео! На такое можно смотреть бесконечно», «Честь и хвала нашим лётчикам», «Профессионалы, браво!», «Очень красиво проводил», «Сильно! И наш покрасивее будет!», «Жму руку российскому лётчику!», «Наши Молодцы! За Державу НЕ обидно!» и другие.

Ряд комментариев, конечно, имеют и антироссийский, и оскорбительный характер. Однако по российскому медиапространству разошлось куда больше позитивных отзывов о профессионализме пилота Су-27.

В то же время ряд «комментаторов» решили, что всё было не так. Они полагают, что это именно Су-27 был не прав, маневрируя около «безобидного» натовского самолёта. В этих отзывах говорится, что натовский F-15 летел «вполне мирно», не маневрировал, ничем не демонстрировал угрозы, в то время как его почти в буквальном смысле «атаковал» Су-27 и под угрозой тарана вынудил уйти.

В то же время агентство Sputnik сообщило тогда, что в небе над Балтикой во время полёта Шойгу с его самолётом пытался сблизиться ещё один истребитель. Уточняется, что он был польским, тогда как ранее считалось, что Шойгу решили сопроводить истребители НАТО с авиабазы Шяуляй в Литве.

На видео этого инцидента видно, как Су-27 подходит к натовскому самолёту справа от него, а затем даёт правый крен, разворачиваясь к F-15 нижней плоскостью крыльев и показывая ему наличие оружия. По сообщению агентства, натовский истребитель сменил курс и ушёл.

Между тем в НАТО вовсе не выражали никаких протестов в связи с инцидентами вблизи самолёта Сергея Шойгу. Представитель альянса тогда заявил, что лётчики не знали, кто находится на борту самолёта. Действия российских пилотов он оценил как «безопасные и профессиональные».

Активность НАТО

27 декабря 2018 года главком радиотехнических войск ВКС России, генерал-майор Андрей Кобан сообщил на брифинге, что в прошлом году у границ России было обнаружено и сопровождено около трёх тысяч иностранных военных самолётов.

За неделю, когда проходил брифинг, у наших границ было обнаружено 16 самолётов-разведчиков НАТО. К российским границам постоянно подлетают разведчики НАТО типа RC-135 и Poseidon. В ноябре самолёт-разведчик ВМС США ЕР-3 подошёл к нашей границе в Крыму. На его перехват также вылетал Су-27. Разведчики подошли к Крыму и в прошлом месяце: у границ появился самолёт OS-135B, построенный на базе Boeing 707. Этот разведчик занимался сбором разведданных над озером Сиваш. Примечательно, что для разведки этот американский самолёт вылетал из Киева.

Недавно также стало известно, что российские Су-35 почти в буквальном смысле этого слова унизили американских и японских лётчиков на Дальнем Востоке. Соцсети также активно обсуждают этот инцидент. Российские пилоты продемонстрировали высочайший класс и маневрировали так, что американцам и японцам оставалось это лишь фотографировать. Су-35 неожиданно пристраивались в хвост F-16 США и F-15 Японии, решив таким образом их «сопроводить».

Воздушные джентльмены

Как рассказал военный эксперт, редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков, при встрече с самолётами НАТО российские пилоты «отгоняют» их в случае возникновения потенциальной угрозы, демонстрируя подвешенное под крыльями оружие и серьёзность своих намерений. Это стало уже обыденной практикой, так как самолёты НАТО иной раз ведут себя слишком по-хозяйски в нейтральном воздушном пространстве вблизи российских границ.

«Сопровождение наших самолётов представители стран НАТО осуществляли ещё в советские времена, например, когда наши бомбардировщики летали над Атлантикой, над Тихим океаном. Сопровождали они их на определённом расстоянии, как бы на расстоянии визуального контакта. То есть иностранный лётчик видел наш самолёт, а наши видели их самолёт. Такое сопровождение было часто», — уточнил эксперт.

По его словам, российские лётчики вылетают на сопровождение, если неустановленный самолёт следует с выключенным транспондером, который должен идентифицировать его как гражданский или военный борт. Также это бывает, если к границам России подлетает самолёт-разведчик или стратегический бомбардировщик.

«Тогда обязательно к нему высылаются сопровождающие самолёты, которые в случае чего могут и применить оружие, если он будет нарушать границу или вести какую-то запрещённую деятельность», — сказал Леонков.

Эксперт добавил, что ВВС НАТО ведут себя иначе: вылетают по поводу и без повода и сопровождают все российские самолёты, которые идут над Балтикой по маршруту Санкт-Петербург — Калининград .

Тактика сопровождения, как правило, эффективна, отметил Леонков. «Например, инцидент с самолётом министра обороны, который летел в Калининград. Его сопровождали российские истребители. Когда подлетели натовские самолёты, то наши их отогнали и продемонстрировали, что у них на борту есть оружие. И натовские самолёты ретировались»,— прокомментировал эксперт инцидент вблизи самолёта Сергея Шойгу.

По словам Леонкова, слишком сильное сближение самолёта НАТО с бортом российского министра «нельзя назвать нормальной практикой». Поэтому становятся понятны и действия российских Су-27, которые контролировали ситуацию.

По мнению эксперта, Россия должна реагировать на активность ВВС НАТО именно так, как делает это сейчас — не подпуская к границе страны ни одного подозрительного военного самолёта или самолёта-разведчика.

«Вы знаете, мы сопровождаем самолёты-разведчики. И натовские пилоты периодически жалуются, что мы делаем это агрессивно, как они говорят. Прямо агрессивно, какие-то там правила нарушаем, ведём себя не как джентльмены», — сказал Леонков.

Однако несмотря на все жалобы, российские пилоты на самом деле демонстрируют выдержку по отношению к не поддающимся никакому логическому объяснению манёврам самолётов НАТО. Наши пилоты при этом всегда действуют строго в соответствии с нормами международного воздушного права. Отсутствие каких-либо упрёков со стороны НАТО по инциденту вблизи самолёта министра обороны России — лучшее тому подтверждение.

В то же время авиации НАТО неплохо было бы задуматься о своих действиях. Ведь это не российские Су-27 гоняются в небе за самолётом, например, генсека альянса Йенса Столтенберга, а F-15 появляются у российских правительственных бортов. Выполняя свой профессиональный воинский долг, российские пилоты просто вынуждены контролировать ситуацию, не допускать опасных сближений, а в случае особенного нахальства — показывать оружие или оттеснять, как это сделал пилот другого Су-27.

Манёвр этот, возможно, не был сложным с точки зрения техники пилотажа, но однозначно был отважным и решительным со стороны российского пилота, который неагрессивно, но настойчиво призвал натовца быть таким же джентльменом, какими являются российские военные лётчики

Источник

Click to comment

Добавить комментарий

To Top